Одной из отличительных особенностей раннего периода творчества Николая Константиновича Рериха явилось то, что интерес к истории и литературные способности у него проявились, пожалуй, даже раньше художественных. Начиная с 9-ти лет, он помогает в раскопках археологу Л.К.
Ивановскому. В зрелом возрасте Николай Константинович так выразит свои впечатления от производимых раскопок:
"Щемяще-приятное чувство первому вынуть из земли какую-нибудь древность. Колеблется седой вековой
туман; с каждым- взмахом лопаты, с каждым ударом
лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство".
Под влиянием этого интереса к истории и археологии у Рериха возникают замыслы для первых самостоятельных картин. Перед окончанием
Академии Художеств, он обращается к эпохе, когда из многочисленных племен сковалось первое русское государство, и задумывает создать целую серию полотен под названием "Славяне и варяги", чаще
называя ее просто "Славяне".
Первой картиной, открывшей "Славянскую" серию, стала дипломная работа Н.К.
Рериха "Гонец". Сюжет этой картины обращает нас к событиям IX века, когда, по словам летописи, перед созданием первого государства, между
русскими племенами вспыхнула страшная и кровавая междоусобная война.
"В лето 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой володеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля".
"Повесть временных лет".
Поэтому не случайно второе название картины - "Восстал род на род". Обманчивая тишина природы и страшное известие, согнувшее плечи гонца. Его печальный взгляд обращен туда, где остались братья, убивающие друг друга.
Уже в процессе работы над "Гонцом", Николай Константинович расширил свой первоначальный замысел. В результате картина стала не только иллюстрацией исторического факта, но и размышлением о судьбах Земли Русской. И потому сам гонец смотрит и на зрителей тоже, как бы размышляя - а сумели ли мы, тысячу
лет спустя, преодолеть в себе вражду и ненависть? Ведь ненависть -
это всегда тупик и не случайно заключительной картиной серии "Славяне" должна была стать работа под названием "Апофеоз" где, подобно верещагинскому "Апофеозу войны" (на котором, как известно, изображены вороны, пирующие на груде черепов), Рерих
хотел изобразить длинный ряд курганов.
Картина ''Гонец" удостоилась золотой медали, но, что было гораздо весомее, она заинтересовала П.М.
Третьякова и он приобрел ее для своей, уже тогда знаменитой галереи. Более того, Третьякова захватила идея всей "Славянской" серии и он просил Николая Константиновича постоянно извещать его о том, как продвигается работа над этими картинами.
Однако, не сумев в "Гонце" вместиться в рамки первоначального замысла,
Н.К. Рерих и в последующих своих работах уходил от него все дальше, ставя перед собой
более сложные и более интересные задачи. В результате серия "Славяне", в таком законченном виде, так никогда и не была осуществлена.
В 1900 году Н.К.
Рерих для продолжения учебы уезжает во Францию, а через год возвращается в Россию, наполненный новыми проектами. Теперь его увлекает идея не столько становления русского государства, сколько становления русской культуры, сумевшей уже в те древние времена впитать лучшие достижения Востока и Запада, объединить
наш русский народ, а затем вдохновить и поднять его на поиски новых красот, на беспримерные подвиги и покорение шестой части земли.
"Славянская" серия трансформируется в "Славянскую" сюиту. Появляются
картины "Волокут
волоком", "Город строят", "Ладьи строят" и др. Это была действительно сюита - музыка, песня нескончаемого труда, героизма и стремления в неизведанные дали.
Первой работой, ознаменовавшей поворот к "Славянской" сюите, стала картина "Заморские гости". Конечно, новые достижения русского народа не обходились без походов и сражений, и все это нашло свое отражение на полотнах Николая Константиновича, но главной мыслью, прошедшей через всю сюиту, стала мысль о том, что каждая народность и каждая эпоха вносят свой неповторимый узор в общий орнамент, кладут свой камень в основание храма Красоты. И хотя время может стереть и сделать неразличимыми для нас лики этих древних народов, но принесенные ими достижения и кусочки Красоты, остаются с нами навсегда.
Картины из цикла и "Славяне и варяги" так никогда и не были собраны вместе. В 1898 г. неожиданно умирает П.М.
Третьяков, одобрявший замысел , и картины Н.К.
Рериха разошлись буквально по всему свету, многие из них просто исчезли и известны нам сегодня только по
воспроизведениям в дореволюционных изданиях.
|