Есть периоды в мировой истории, отмеченные появлением новых идей, несущих благо всему человечеству. Они всегда знаменуют приход новой эры, закладывают новые условия жизни, имеющие самое широкое продолжение в будущем. Великое значение этих поворотных пунктов истории не всегда открыто для простых людей. Но, расширяя сознание и становясь все более сознательным сотрудником в различных областях мирового строительства - культурной, религиозной, художественной и бесчисленном множестве других, неизбежно человек начинает внимать этим мировым сдвигам, улучшающим жизнь во всех ее аспектах, искать и поддерживать их.
Таким вкладом в процесс совершенствования мира является Пакт Рериха и Знамя Мира.
Пакт Рериха был подписан 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне в присутствии президента США Ф. Рузвельта представителями 20 стран Латинской Америки.
Этот международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников стал первым международным правовым актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области до второй мировой войны. В последствии, 14 мая 1954 года в Гааге на основе Пакта Рериха была принята "Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта".
Вместе с Пактом Н.К. Рерих предложил отличительный знак для идентификации объектов охраны - Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Этот знак изображен на многих памятниках Культуры различных эпох и регионов земли. Найден он и на земле Ивановской.
Николай Константинович писал о знаке Знамени Мира: "Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединности оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно - одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знания и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований, знак, как таковой, утвердился по всему миру.
Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В храме неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден тот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его на символах философских. Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Панском. Его же можно найти на старинных картинах исламских и на картине Тициана. Он же и на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак и на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же и на изображениях Св. Троицы. Он же и на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на коптских древностях. Он же и на скалах Монголии.
<...> Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот посему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, проходящий через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но и с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древним среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре".
Идея
Пакта нашла отражение в живописи Николая Константиновича.
Я.Н.
Глухов
|