«Самым
сложным тематическим разделом его
творчества, будет,
конечно, раздел
- этики. Строго говоря,
этика - основная тема художника.
Она проходит через все жанры - от
портрета до пейзажа включительно.
Именно эта тема определяет
идеологическую основу творца.
Просвещенный гуманизм,
справедливость,
братство народов и твердая вера в
светлое будущее человечества -
режиссируют симфонией красок
Святослава Рериха. Широта взглядов и
непредубежденность в подходе к
разнообразным проявлениям
человеческого духа позволяют
художнику проникать в человеческие
сердца, минуя преграды рас,
национальностей, религий и
мировоззренческих традиций.
Искусство Святослава Рериха
сближает людей в их лучших чаяниях,
в общей вере в торжество Красоты
и Правды.
Философские,
литературные, бытовые,
мифологические, религиозные
сюжеты одинаково доступны художнику.
Он трактует современную народную
жизнь Индии, обычаи старины,
ведическую и буддийскую
философию, восточную
и западную мифологию и религиозную
тематику. Художник не признает
противоречий между хорошим,
к каким бы эпохам и народностям
оно не относилось.
Эти противоречия складываются
условностями и спокойно с ними
отбрасываются. Вместе
с тем, Святослав Рерих не признает и
компромиссов.
Если
ему ни в чем не мешает добро,
то везде, где
бы оно ни таилось,
препятствует зло.
Он
подчеркнуто обостряет
непримиримость Света и Тьмы и ищет
наиболее выразительные средства для
ее живописного воплощения. Искусство
и этика в творчестве Святослава
Рериха неразрывно связаны между
собою, и
являют одно целое.
Разбирать, что
и как им создано, не
задумываясь, для
чего оно создавалось, - значит,
закрыть глаза на внутренний мир
художника, на
саму сущность его творчества.
В этом свете следует подходить и
к тем его произведениям, характер
который часто определяют
распространенным,
но мало говорящим понятием -
символизм.
Конкретизация
человеческих чувств,
идей и интеллектуальных стимулов
- сложная задача. Изобразительное
искусство не имеет ее готовых
решений, и
многие сторонятся связанных с нею
трудностей. Искусство
Святослава Рериха свободно от такой
боязни. Останавливаясь у некоторых
его картин, ловишь
себя на мысли - не недооценивает ли
иногда реалистическое искусство,
воспитанное в боевых
прогрессивных традициях, значение
одной из самых решающих битв - битвы
человека с самим собою? Ведь тот, кто
не поднимал меча на поле боя,
именуемом человеческой душой,
еще не готов для сражений на поле,
именуемом "человеческое
общество"».
(П.Ф.Беликов.
Творчество Святослава Рериха //
Непрерывное Восхождение, Т. I. С. 247-248)
|