«Природа
занимает большое место в жизни
Святослава Рериха. Чувствуется, что
он хорошо знает ее и любит не только
как художник, но и как человек.
Впрочем, для самого художника вряд ли
такое подразделение существует. Его
пейзажи - это жизнь в природе и с
природой. Тем не менее было бы
большой натяжкой назвать Святослава
Рериха пейзажистом. И не столько
потому, что его привлекают другие
жанры, сколько по самому его подходу
к пейзажу.
В
Святославе Рерихе нет
умиротворяющего любования природой,
нет убаюкивающей лирики и той
чувственной отдачи себя,
которая позволяет природе
полностью поглощать человека.
Вглядываясь
в его изумительные по красоте и
трепетному дыханию жизни пейзажи,
невольно задаешь себе вопрос:
кто же кого зачаровывает -
природа художника или художник
природу? Красота его пейзажей не есть
приукрашение природы. Художник не
драпирует пейзаж в эффектные
покрывала. Но
он точно знает, в
какой момент, откуда
и как следует взглянуть на тот или
иной ландшафт, чтобы
раскрыть его красоты и наиболее
выразительные особенности. И что
особенно ценно: художник умеет
срывать с наших глаз покровы
привычного отношения к окружающему.
Его
пейзажи Кулу, Сиккима,
Канченджанги - это свободный
диалог человека с природой.
Одна и та же горная вершина может
говорить о совершенно разном. Все
зависит от того, какой
вопрос вы ей задали. Святослав Рерих
умеет спрашивать природу и получать
от нее ответы. Основной
темой этого разговора является
проблема отношения человека к
природе. Эта
тема имеет свою историю. Мыслители и
художники Запада и Востока дали ей
немало интерпретаций. <...>
У
Святослава Рериха свои взгляды на
природу. Он
никогда не считал ее врагом и поэтому
не выступает в роли ее покорителя.
Чтобы пользоваться силами природы,
вести войну приходится не с ней,
а с человеческой косностью.
Природа не враг,
а друг человека.
Искусство
Святослава Рериха очень вовремя
напоминает, что
природа - это вечная и нестареющая
тема. Как в
жизни, так и в
искусстве, противостояние
человека и природы неистребимо.
Оно имеет весьма устойчивые
формы внешнего выражения. Но значит
ли это, что
всегда тот же самый человек и та же
самая природа противостоят друг
другу? Конечно, нет!
И Святослав Рерих решает, что каждой
эпохе дано сказать свое новое слово
на очень старую тему - человек и
природа. Современный человек иначе
понимает и должен иначе видеть
природу, чем человек прошлого
столетия. Так же и современный
художник должен ощутить и показать в
пейзаже то, что
было недоступно художникам прошлых
лет
П.Ф.Беликов.
Святослав
Рерих и проблемы современного
искусства.
|