|
Друзья, вначале я хотел бы вспомнить о том, что мой предыдущий визит в Россию в 1997 году совпал с открытием Музея Николая Рериха. Ранее, в 95-м, я представлял мою страну на конференции по историческому Пакту Рериха. Оба эти события еще свежи в моей памяти. Они дали мне счастливую возможность поближе познакомиться с неустанным трудом Рерихов и с тем уважением, которое вы, великие русские люди, к ним питаете.
Почитаю за честь принять участие в праздновании 125-летия профессора Николая Рериха. Представляя Индию, страну славных традиций гостеприимства, бесчисленных святых и крупных ученых, удержавших на высоте лучезарный факел культуры, а также от себя лично с великой радостью воздаю должное этому апостолу Мира и Культуры, синтезировавшему культуру в свете всеобъемлющего идеала. Верно охарактеризованный доктором Дж.Х.Козенсом, еще одним великим другом Индии, профессор Рерих был «русским по рождению, американцем по выбору и гималайцем в душе». Поистине, он был настоящим гражданином мира. Культура насыщена эманациями спасения, и Рерих, «Учитель Белых Вершин», вел мир к новому сознанию. В данном контексте уместно процитировать этого Мессию Культуры. Он определил культуру следующими незабываемыми словами: «Культура есть почитание Света, Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты.
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений...» И далее он добавляет: «Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».
Какая всеобъемлющая идея культуры! И далее он поясняет: «Осуждение, умаление, загрязнение, уныние, разложение и все порождения невежества не приличны Культуре. Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным».
Жизнь и труд Рериха показали, что он старался жить в соответствии с таким идеалом и по существу воплотил его. Ученый, философ, художник, археолог, исследователь, писатель и педагог, – он предстает перед нами как воплощение совершенного и гармоничного слияния глубокого воображения Востока с замечательной динамикой Запада; его творения впечатляют широтой охвата различных областей, поражающей универсальностью и возвышенным призывом к истине. Он – пророк Красоты, чей гений нашел многомерное, своеобразное и мощное выражение.
Эта необыкновенная личность родилась 9 октября 1874 года на земле, где такие светила, как Пушкин, Толстой, Ленин и Горький, узрели первый свет дня. И примерно в то же самое время в другой части мира родились такие выдающиеся личности, как доктор С.Радхакришнан, гурудев Тагор, доктор Дж.Х.Козенс, пандит Неру, пандит Маданмохан Малавия и другие. Каждый из них в свое время воздал должное Николаю Рериху, который, будучи еще ребенком, проявлял очевидные признаки гения. Даже в достаточно нежном возрасте у него было пламенное желание постичь прекрасное для служения своим собратьям. Для достижения этой цели он не только совершенствовал рисунок и живопись, но также развивал свои литературные способности. Еще в юношеские годы Николай заявил о себе как об одном из наиболее одаренных русских художников и писателей. С тех пор, не останавливаясь на достигнутом, он оставлял значительный след в различных сферах его интересов, чтобы затем проявиться как величайший гуманист.
И все же нет никаких сомнений в том, что Рерих был рожден прежде всего художником – художником, преисполненным необычайной эстетической и этической силы. Его картины, получившие признание во всем мире, удостоены особых залов для их экспонирования и хранения. В связи с этим рад сообщить вам, что в Академии изящных искусств Kарнатака Читракала Паришад, с которой его не менее знаменитый сын, Святослав Рерих, был связан свыше тридцати лет, до своего последнего вздоха, и основателем которой является ваш покорный слуга, имеется значительная коллекция произведений отца и сына и, кроме этого, почти исчерпывающая коллекция их работ в слайдах. Академия выделила две специальные галереи для их постоянного экспонирования. На Риверсайд драйв в Нью-Йорке целый музей-небоскреб был посвящен этому великому художнику. Никакой другой художник не пользовался еще при жизни такой уникальной привилегией.
Его работы отличаются светом духовного ведения, подлинным выражением вечного духа. Неудивительно, что поэт Рабиндранат Тагор превозносил его искусство как «ревниво охраняющее свою независимость». Максим Горький, известный русский писатель, отдавая дань восхищения художнику, называет Николая Рериха великим интуитивистом. Еще более красноречив Леонид Андреев, другой его современник. Он говорит: «Увидеть картину Рериха означает постигнуть новый мир». Он характеризует Рериха как величайшего представителя культуры. И что может служить более удовлетворяющей характеристикой Николая Рериха, чем такие его слова: «Рерих для искусства то же самое, что Эйнштейн для науки и Форд для промышленности».
Знаменательно, что Рерих придавал особое значение тому, что «Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество». Будучи индийцем, я горжусь тем, что Николаю Рериху было дано осознать этот феномен в его этюдах могущественных Гималаев. В них можно увидеть, что его цветовая композиция динамична и блистательна. Он использует цвет настолько свободно и настолько смело, что тот превращается в силу, расширяющую духовные сферы творчества. Он показал замечательную универсальность темы, высочайшую гармонию. Неудивительно, что рериховские краски стали поговоркой в сфере искусства.
Как говорит Н.Яринцев, русский ученый, «Николай Рерих был не только художник, но также писатель и поэт. Названия его картин величественны, звучны и неспешны, непереводимы в их древней поэзии. Его очерки о древней Руси разворачивают панораму, от которой захватывает дух».
Александр Канн, еще один известный писатель, говорит, что сущность неотразимой привлекательности творчества Рериха заключается в его сложном внутреннем мире, в том ритмическом единстве его разнообразных мотивов, в той синтетической гармонии, которые наполняют вселенную, созданную его кистью.
Нет необходимости в каких-либо ссылках для того, чтобы объяснять разносторонность Н.Рериха. Воистину, его титаническая энергия и прирожденная красноречивость перешли границы художественной арены, на которой он столь превосходен, и заполнили многие каналы исторических, общественных, литературных интересов, а также оплодотворили самые разные области, неизменно принося богатые результаты. До сих пор многие писатели подробно пишут об его искусстве. Наш гурудев Тагор в одном из посланий Николаю Рериху пишет: «Ваши картины помогли мне понять одну вещь, которая является очевидной. Это то, что истина – беспредельна. Но язык слов может выражать только какой-то определенный аспект истины. А язык картин обитает в таком царстве истины, куда слова не имеют доступа... Ваше искусство так своеобразно, что словами о нем не расскажешь».
В заключение я бы хотел сказать следующее: полагаю, что не найти лучшего портрета этого мастера-живописца, чем наблюдения его сына, художника Святослава Рериха. Давая оценку этой высочайшей личности, он говорит: «Великий философ, который пребывал в беспрестанном поиске истины. Все, что он делал, все, чего он достиг, было тесно связано с его внутренней позицией. Его литературные произведения, так же как и его картины, отражают этот непрерывный внутренний поиск и осознание.
Каждое его усилие было направлено на осуществление Прекрасного, и его мысли нашли мастерское воплощение в его картинах, литературных произведениях и общественной жизни. Сюжеты его картин открывают удивительное зрелище трансцендентальной мысли, запечатленной в утонченных красках и композициях».
Юбилейные рериховские чтения. Материалы Международной общественно-научной конференции. 1999.
Москва, Международный Центр Рерихов, 2000.
Источник: Сайт Международного Центра Рерихов
Адрес статьи: http://lib.icr.su/node/2028 |