Иван Иванович Шапошников. [1870-1890-е гг.]
Елена Шапошникова. [1889]
Семья Рерихов в Индии. 1924 г.
|
Свободная энциклопедия «Википедия» смотрит на мир более оптимистично, чем известный итальянский ученый и писатель, выдавая в категории «женщины-философы» целых 17 имен (во многом благодаря тому, что составителями сего интернет-ресурса могут быть простые смертные, имеющие доступ в Интернет, а не только «забывчивые» ученые мужи). И все-таки — почему убеждение, что за всю историю философской мысли женщины не сделали ничего значимого, не создали оригинальных концепций и последовательных мировоззренческих систем, столь прочно укоренилось в общественном сознании? Почему справочники хранят молчание, а университетские программы рассматривают творчество только мужчин-философов? Почему не только обыватели, но даже интеллектуальная элита и сами выпускницы философских факультетов убеждены в том, что преуспеть на поприще любомудрия могут лишь единицы женщин - и то ценой потерянного здоровья и личного счастья?
Напрашивается заключение, что в истории философии действительно не было великих женских имен, подобных Сократу или Канту, поскольку даже в индустриально развитых странах практически до второй четверти XX века женщина была лишена равноправия с мужчинами и не имела возможности реализовать себя за пределами семьи. Предубеждение против женщин, дерзнувших бросить вызов традиционным представлениям о роли «слабого пола», и ограниченные образовательные возможности также сыграли свою роль - за рамками науки остались женщины, которые, вполне возможно, имели оригинальные воззрения по важным философским вопросам.
Однако не стоит забывать о том, что наша неосведомленность в каком-либо вопросе говорит в первую очередь о пробелах в наших знаниях, нежели о состоянии дел в той сфере, о которой мы беремся судить. Так, тот же Умберто Эко в своем эссе, из которого позаимствован эпиграф, ссылается на книгу французского филолога XVII столетия Жиля Менажа «История женщин-философов» [1], который, просматривая древние рукописи и труды отцов церкви, приводит 65 (!) имен женщин-философов античной и средневековой эпохи. Наш современник и соотечественник Василий Ванчугов, автор книги «Женщины в философии. Из истории философии в России конца XIX — начала XX века» [2], рассказывает о десятках судеб участниц философских кружков, переводчиц философской литературы, сподвижниц и вдохновительниц выдающихся мыслителей-мужчин. Наконец, невозможно не упомянуть интеллектуального и духовного гиганта XIX столетия, чьи труды оказали огромное влияние на современную мировую мысль, вдохновляя передовых ученых и деятелей искусств, - Елену Петровну Блаватскую (1831-1891).
«По крайней мере две сотни философов женщин жили, умерли и оставили письменные работы по философии в течение прошедших двадцати пяти веков, и если мы не акцентируем их достижения, то это станет, вероятно, затянувшейся недооценкой их творчества» [3], — считает доктор философских наук, профессор СПбГУ А.С. Колесников.
Выходит, прав поэт, мы «ленивы и нелюбопытны». И даже в наше время, дающее огромные возможности и неоспоримые преимущества в смысле доступности информации, когда, казалось бы, малейшее усилие открывает перед читателем и исследователем широчайшие возможности пополнить свои знания о мире, чаша весов склоняется в пользу предвзятого суждения (гендерных стереотипов), нежели реальных фактов о той роли, которую играли женщины в истории философии. В данном случае речь идет о деятельности философских школ и пифагорейских союзов, просвещеннейших настоятельниц монастырей и авторов мистических трактатов, бесстрашных творцов Нового времени и теоретиков достижения феминизма, писавших о тех же проблемах, что и их коллеги-мужчины, и участвовавших наравне с ними в обсуждении важных вопросов своего времени.
В числе ярчайших женщин-мыслителей, когда-либо живших на нашей планете, - выдающийся русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих (1879-1955), эволюционная миссия и творческие достижения которой до сих не оценены в полной мере и в какой-то степени тоже стали объектом предубеждений. Все то же сдержаное молчание в среде «официальных» философов, снизходительно-обезличенные определительные «жены художника», а также самые нелепые и невероятные интерпретации ее жизни и деятельности порожденные не только теми, кто скептически воспринимает ее труды, но и причисляющими себя к последователям Рерихов.
Отчасти это объясняется тем, что ее творческое наследие вошло в культурную и духовную жизнь России сравнительно недавно, и требуется время для его изучения и осмысления; другая причина - наша духовная незрелость, непонимание сути подвижнического труда, позволившие даже изучающим Живую Этику воспринимать Елену Ивановну исключительно как помощницу Николая Константиновича Рериха в его культурной работе и «канал связи» с Учителями Востока в техническом понимании этого слова. Делая акцент на неких «сверхспособностях», позволяющих «принимать информацию», авторы этих трактовок упускают из виду, что создание целостной концепции космической эволюции человечества требовало в первую очередь немалых духовных накоплений и напряженнейшей работы мысли, в том числе умения мыслить критически.
Елена Ивановна Рерих (урож. Шапошникова) появилась на свет 12 февраля 1879 года, на следующий год после того как в ее родном Санкт-Петербурге были открыты Высшие женские (Бестужевские) курсы, названные по имени их директора К.Н. Бестужева-Рюмина и дававшие российским женщинам возможность получить высшее образование. Среди обязательных дисциплин, включенных в учебные программы всех трех отделений, были и философские. Когда придет время, родители Елены запретят ей поступать на эти курсы, — зная свободолюбивый нрав дочери, они всерьез опасались ее увлечения революционными идеями. Консерватизм, косность и непонимание окружающих будут сопровождать ее на протяжении всей жизни, в которой многое складывалось вопреки, — вопреки ожиданиям близких, противодействию недоброжелателей, общепринятым представлениям о том, какими должны быть путь ученичества и духовный лидер.
Маленькая Елена росла независимым и любознательным ребенком, любила природу и одиночество и предпочитала обществу сверстниц книги, которые были для нее лучшими друзьями и наставниками. «От малых лет девочка тайком уносит к себе тяжелое, огромное издание, — пишет о ее детстве Николай Константинович Рерих в очерке «Великий Облик». - Склонясь под тяжестью непомерной ноши, она украдкою от больших уносит к себе сокровище, чтобы смотреть картины и, научась самоучкою, - уже читать. Из тех же отцовских шкафов, не по времени рано, уносятся философские сочинения, и среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание» [4].
Отец Елены - архитектор Иван Иванович Шапошников, преподаватель Института гражданских инженеров, имел большую библиотеку, был человеком широкого кругозора и оказал большое влияние на формирование личности дочери. С ним она была более близка, чем с матерью, которая вела светский образ жизни и считала интересы и духовные устремления дочери совершенно излишними. Отца Елена Рерих вспоминает с теплотой и любовью и в биографическом очерке «Сны и видения», и в своих письмах, в одном из которых есть упоминание о том, что Иван Иванович любил просвещать свою дочь изречениями греческих мудрецов. «Эти изречения, сказанные всегда кстати, подкрепленные житейскими примерами, — рассказывает Елена Ивановна, — удивительно врезались в мое сознание и служили мне маяками на пути. Особенно же отец возмущался всякой ложью и лицемерием, и такое его отношение также резко сказалось во мне» [5].
Любовь к греческой философии и ее лучшим представителям - Пифагору, Анаксагору и особенно Платону, который упоминается в книгах Живой Этики под именем Мыслителя, - Елена Ивановна пронесет через всю жизнь. «Понимаю и разделяю Вашу любовь к греческой философии» [6], — напишет она Р.Я. Рудзитису в 1938 году. Идеи Платона о равноценности мужского и женского начал («половинчатые души»), о мысли как первопричине и венце творения («мысли правят миром»), а также о любви к познанию и благу как высшему назначению человека необычайно созвучны ее собственным концепциям о мире и человеке.
«Считаю, что духовность Древней Греции стояла выше нашей, свидетелями чему является их высокая философия и целая плеяда величайших деятелей, творцов и величайших мыслителей. Философия их влагала великие идеи в прекрасные внешние формы, и мне кажется, что именно мы, утеряв духовность, перестали чувствовать и находить красоту» [7].
Не избежала молодая Елена Шапошникова и увлечения творчеством Фридриха Ницше (1844-1900), идеи которого несколько десятилетий определяли интеллектуальную жизнь Европы и оставили глубокий след в отечественной мысли на рубеже XIX-XX столетий. Особенно высоко она ценила его работу «Так говорил Заратустра» (вышедшую в русском переводе в 1898 году), которую впоследствии нередко цитировала в своих письмах. И хотя трудно найти русского философа той поры, который оставил бы без внимания учение Ницше, интерес к его работам не был для Елены Ивановны исключительно данью времени - уже в зрелые годы она называла немецкого философа «великим мыслителем», считая, что его личность и духовное наследие так и не получили должной оценки. Можно по-разному оценивать и интерпретировать воззрения Ницше и его идеи о сверхчеловеке, однако нет ничего удивительного в том, что Елене Ивановне, всегда утверждавшей, что духовный путь требует от человека огромного мужества и радикального переосмысления концепций, ранее казавшихся незыблемыми, близко его воспевание сильных и независимых индивидуумов, презирающих холопство мысли, трусость и сытое спокойствие обыденной жизни. Достаточно внимательно ознакомиться с ее письмами, чтобы увидеть, что ее собственный образ нового человека был наделен такими добродетелями, как умение самостоятельно мыслить и бесстрашно встречать все жизненные испытания, а раскрепощение из духовного рабства она почитала за самую великую свободу.
«Я так люблю эту книгу! - пишет она о работе Ницше "Так говорил Заратустра". – Конечно, многие, прочтя ее, придут в ужас, но такие сознания, истинно, не нужны Новому Миру. Время сейчас слишком грозное, чтобы сентиментальничать, нужно собрать все стремящееся, все сильное в постоянстве и мужестве своем. Нужны истинные воины духа, не боящиеся поднять меч свой за Свет и Общее Благо. Интересно отметить, что все святые или Бодхисаттвы Тибета всегда изображаются с мечом, символом бесстрашия и мужества духа. Так, если кто опасается, тому лучше отойти, истинно, не выдержит он огня Нового Мира. Учение не для слабых и устрашающихся. Грядет возрождение Духа и новое понимание Христа, осиянного всей радугой Красоты Беспредельной» [8].
Безусловно, решающее воздействие на формирование мировоззрения Елены Рерих и впоследствии на ее собственное творчество оказала философская мысль Востока. Возможно, что мастерски написанные очерки Е.П. Блаватской, опубликованные на страницах «Русского вестника» в 1880 и 1884-1885 годах и впоследствии составившие книгу «Из пещер и дебрей Индостана», в которой она рассказала о богатейшей природе, уникальных исторических памятниках и разнообразных верованиях и обычаях народов, населяющих Индию, стали для Елены Рерих той самой «первой книгой», с которой начался ее поход к сокровенному знанию.
По собственному признанию Блаватской, один из главных героев повествования - такур Гулаб Лалл-Сингх, человек необычный во многих отношениях и обладавший глубокими познаниями, - имел вполне реального прототипа - ее Учителя Махатму М. Это мнение разделяла и Елена Ивановна. «...Еще в России <...> Прекрасный, Мужественный и Суровый Облик Учителя заполонил мою душу и с тех пор жил и живет в моем сердце как Высший Идеал, как Мечта Сокровенная» [9], - писала она 17 ноября 1953 году Б.Н. и Н.И. Абрамовым. Связь Е.П. Блаватской с Великими Учителями никогда не ставилась Е.И. Рерих под сомнение, и впоследствии свою миссию она видела органически связанной с миссией этой удивительной женщины, которую называла «нашей национальной гордостью», «мученицей за Свет и Истину», мечтая о том времени, когда в России ей воздадут должное почитание. Свою дань уважения Блаватской она отдала, переведя ее фундаментальный труд - «Тайную Доктрину», увидевшую свет в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха.
Своими «самыми большими друзьями» и «первыми земными учителями» называла Елена Ивановна книги изречений индийского подвижника Рамакришны (1836-1886) и труды его ученика Свами Вивекананды (1863—1902). Именно после знакомства с самоотверженной жизнью и идеями этих выдающихся представителей религиозно-философской мысли Индии начинается новый важный этап в формировании ее мировоззрения, связанный с осмыслением единого Источника всех Великих Учений, дававшихся человечеству на разных стадиях его развития. «Так светлый облик Рамакришны и ясный ум Вивекананды зазвучали в моем сердце мощным призывом к духовному синтезу» [10], — вспоминает она и в дальнейшем постоянно советует своим ученикам и корреспондентам начинать знакомство с огромным пластом духовной культуры Востока именно с произведений этих подвижников и мыслителей, а также памятника древнеиндийской литературы «Бхагават-гиты» и литературы по буддизму.
Собственно, она и приобщила к своему любимому чтению мужа и сыновей. «Елена Ивановна <...> сама покупала и читала книги по философии и во многом помогала Николаю Константиновичу, - вспоминает Святослав Рерих о жизни родителей в Петербурге. — У Николая Константиновича иногда просто не было времени самому читать, и она как бы служила ему глазами для чтения и передачи именно того, что считала нужным и важным» [11].
К 1923 году, когда семья Рерихов оказалась в Индии, Елена Ивановна уже сложилась как мыслитель. Она блестяще знала древнюю и современную философию, тонко разбиралась в искусстве, свободно ориентировалась в научных проблемах и общественной жизни. Созданная ею семья, сердцем и устоем которой она являлась, представляла собой дружный союз единомышленников, впоследствии сыгравший огромную роль в становлении нового планетарного мышления и нового сознания современного человечества. Трудно назвать хотя бы одну область их деятельности, где бы не было ее благотворного влияния. Это и Центрально-Азиатская экспедиция 1924-1928 годов, эволюционное значение которой до сих пор не исследовано в полной мере, и создание научного Института Гималайских исследований «Урусвати», президентом-основателем которого она являлась, и воплощение проекта организованной защиты культурного достояния человечества (Пакт Рериха и Знамя Мира).
К числу главных трудов Елены Рерих, безусловно, относятся книги учения Живой Этики, созданные ею в сотрудничестве с Мыслителями Востока в 1920-1937 годах и разносторонне освещавшие вопросы космической эволюции человечества и особенности ее грядущего витка. Их появление было напрямую связано с теми процессами, что происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины XX столетия, в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим основы нового, целостного подхода к изучению окружающей нас реальности. Многие выдающиеся умы того времени - передовые русские ученые В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, а также философы-космисты И.А. Ильин, П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев - предчувствовали наступающие изменения в истории человечества и возможность его прорыва на новую эволюционную ступень. Судьба человечества, утверждали они, неотделима от судеб Космоса, и выход в Космос - освоение других миров - является для него неизбежным.
Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной науки Запада, Живая Этика представляет собой стройную философскую систему, несущую в себе принципиально новый тип мировоззрения, которое Николай Константинович Рерих определил как энергетическое. Согласно этому мировоззрению, Мироздание является грандиозной одухотворенной энергетической системой, развивающейся в соответствии с Великими Законами Космоса, в которой человек - всего лишь одна из многих структур, тесно связанная и взаимодействующая с остальными. Человек, утверждается в книгах Живой Этики, является не просто биологическим и социальным существом, но сотрудником и мощнейшим претворителем космических сил. Будучи носителем искры духа, обладателем богатого и сложного внутреннего мира, связанного с высшими, более тонкими структурами Реальности, он способен принимать сознательное участие в сложнейших эволюционных процессах. Его жизнь отнюдь не является бессмысленным мимолетным существованием: мы приходим на Землю, чтобы приобретать опыт, совершенствовать свои качества и тем самым повышать свой энергетический потенциал и одухотворять окружающий мир. Помимо нашего плотного физического мира Живая Этика рассматривает миры иного состояния материи - Мир Тонкий и Мир Огненный (мир духотворчества), которые находятся в непрерывном энергетическом взаимодействии друг с другом и с плотным миром Земли. Каждый человек, независимо от того, осознает он это или нет, постоянно соприкасается с этими мирами, и характер этого взаимодействия определяется качеством его внутренней жизни - уровнем мышления и сознания, интересами и устремлениями. Именно поэтому в Учении делается такой большой акцент на этических категориях и их практическом воплощении — высоких нравственных ориентирах, любви, сострадании, ответственности перед ближними и перед всей космической эволюцией, сделавшей на нас ставку. «Человек должен осознать свою ответственность перед мирозданием, — писали создатели Живой Этики. — Человек возвысился помыслом – и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом - и тем самым, может умертвил кого-то» [12]. «Понятие ответственности должно быть развито до бесконечности. Дух человеческий, как создатель, несет ответственность содеянное им. Не убоимся осознать явление ответственности. Мы ответственны не только перед самими собою, но и перед Космосом» [13].
Книги Учения были результатом сознательного сотрудничества Елены Ивановны с Высшим миром, которое продолжалось на протяжении всей ее жизни и проявлялось во многих формах. В Индии началась ее подготовка к необычному космическому эксперименту, который проводили Учителя в связи с теми задачами, которые поставила космическая эволюция перед плотным миром земной материи. Мы знаем, что любое эволюционное продвижение начинается с изменения уровня энергетики и появления новых видов энергий. Космические Иерархи, находящиеся на более высокой ступени эволюционного развития, гармонизируют высокие космические энергии с энергиями планеты и ее обитателей, тем самым закладывая необходимые основы для дальнейшего расширения сознания человечества. Своей духовной энергией они насыщают целые эпохи. Елена Ивановна взяла на себя роль первопроходца, бесстрашно встречающего огненные волны, которые станут уделом человечества будущих тысячелетий. Среди обычных земных условий, путем огненной тансмутации своих энергетических центров, совершавшейся под руководством Учителей, она получила возможность воспринимать и ассимилировать высокие космические энергии и ощущать все пространственные токи.
Прохождение этой трансмутации она назвала Огненным Опытом. По его завершении, в 1940-х годах прошлого века, она получила возможность участвовать в Космическом Сотрудничестве и Строительстве вместе со своим Учителем и Наставником. Явление «космического сотрудничества» настолько превышает сознание обычного человека, что судить о сущности этого процесса нам, жителям Земли, невозможно. В письмах Елены Ивановны последних лет содержатся лишь отдельные свидетельства Учителя о ее работе в тонких и огненных сферах - тушении подземного огня, ликвидации последствий испытаний водородных и атомных бомб, вызвавших разрушение многих слоев тонкого мира, отклонении от Земли угрожающих болидов. Эти необычные, почти фантастические сведения невольно вызывают чувство благоговения и восхищения, но мало кто знает, задумывается о том, что за всем этим стояли невыносимые страдания и мужество. Ее сердце, распятое между высокими вибрациями, разрушительными для физического организма, и тяжелыми излучениями Земли, испытывало чудовищное напряжение.
«Может быть, через сто лет человечество поймет, как неземно трудно получать Сообщения Высшие, не будучи медиумом и оставаясь в земных условиях среди не всегда гармоничных людей, - писала Елена Ивановна своей ближайшей сподвижнице Зинаиде Григорьевне Фосдик. - Я легко утомляюсь, и каждое чрезмерное напряжение опасно. Должна признаться - мне трудно, порой очень, очень трудно от напряжения не только тяжких смешанных космических и земных токов, но и от участия в Космическом Сотрудничестве, которое возможно только при достижении известных степеней духовного продвижения, и потому оно крайне редко доступно, и участников в таком сотрудничестве у Великого Владыки немного. Работы же - бесконечность, и бывают фазы ее крайне неотложные, и тогда происходит двойное и тройное напряжение всех центров организма» [14]. «Люди не могут представить себе, какая страшно напряженная грандиозная работа происходит в Космических Сферах, затрагивающих всю нашу планету и даже Солнечную систему и, конечно, все человечество» [15].
Сообщения от Учителей шли не только в словах, но нередко и в мыслеобразах. Иногда Елена Ивановна зарисовывала то, что видела. В Музее имени Н.К. Рериха хранятся ее рисунки - сдержанные, выразительные и простые на первый взгляд работы, выполненные карандашом и свидетельствующие о разносторонней одаренности ее натуры. Герои ее зарисовок — мудрецы, подвижники и святые, чья жизнь была уроком мужества, благородства и сострадания к ближнему, те, кто посвятил себя служению человечеству и способствовал его переходу на более высокую эволюционную ступень. Надо отметить, что многие полотна Николая Константиновича также написаны непосредственно по ее видениям. Сам художник признавал ее высокую роль сотворца и вдохновительницы и всегда отмечал, что на его картинах должны стоять два имени - мужское и женское, тем самым подчеркивая большое значение Елены Ивановны для своего художественного творчества.
Говоря о Елене Ивановне Рерих как философе и писателе, нельзя не упомянуть еще о трех книгах, вышедших из-под ее пера. В 1926 году, во время пребывания Центрально-Азиатской экспедиции в Улан-Баторе, была опубликована ее работа «Основы Буддизма», трактующая фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы и нирвана, а также отражающая глубочайшую нравственную сторону этого учения, опровергая основной стереотип западного мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом существо. В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер был издан ее труд «Криптограммы мы Востока». Книга эта имела тот же самый источник, что и книги Учения, и была тесно связана с ними. Эти «Криптограммы» (или апокрифы, то есть сочинения тайного характера), относящиеся к сокровенной эзотерической традиции Азии, описывали легендарные и исторические события давно минувших дней. Прежде всего это рассказы о неизвестных нам сторонах жизни Великих Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Завершали книгу пророчества о будущем, касающиеся как России, так и всего мира. И наконец, большой очерк, вошедший в сборник «Знамя Преподобного Сергия», Елена Ивановна посвятила жизни великого русского подвижника, ставшего одним из самых почитаемых на Руси святых. С 1933 года она вела раздел «Свободная трибуна» в журнале «Оккультизм и Йога» - печатном органе русских эмигрантов, издававшемся сначала в Югославии, а затем в Южной Америке врачом A.M. Асеевым.
Елена Ивановна Рерих оставила огромное эпистолярное наследие, в котором письма изучающим Живую Этику занимают особое место. С 1999 года Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха занимается изданием полного собрания ее писем, которые хранятся в Отделе рукописей. Это письма за 1919—1955 годы на русском, английском и французском языках, составившие девять больших томов; большинство из них ранее не публиковалось. Люди со всего света - разного социального положения, возраста и профессий - делились с ней размышлениями, просили совета, рассказывали о своей нелегкой судьбе. Великий магнит ее сердца притягивал к ней души, ищущие Света и знаний. Для многих Елена Ивановна выступала в роли духовного наставника — достаточно сурового и вместе с тем по-матерински заботливого, внимательного и терпеливого. В числе ее знаменитых корреспондентов были президент США Ф.Д. Рузвельт, министр земледелия США Г.Э. Уоллес, индийский ученый Ш.С. Бхатнагар, писатель русского зарубежья Г.Д. Гребенщиков, секретарь Л.Н. Толстого В.Ф. Булгаков, американский писатель Дж. Уид.
Читая письма Е.И. Рерих, поражаешься не только ее прекрасному знанию древних философских систем, трудов восточных и европейских мыслителей, но и собственному широкому, ясному пониманию основ Бытия, которому могли бы позавидовать лучшие ученые. В числе ее талантов - умение объяснять простыми словами сложнейшие вопросы и явления, что говорит о необычайной ясности сознания и понимании предмета. Перед нами - глубокий, зрелый философ, рассматривающий глобальные, космические процессы и различные аспекты человеческой деятельности в их неразрывном единстве. «Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса, - пишет Елена Ивановна своим американским ученикам и сотрудникам. - Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом. И наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий. Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческой сущностью нужно искать ключи ко многим, если не ко всем Тайнам Бытия» [16]. «Главная ошибка людей, что они почитают себя вне сущего», — сказано в Учении [17]. Но, допустив мысль о том, что они не только воспринимают космические силы, но и преобразуют их в полезные или вредоносные воздействия, люди поймут свою ответственность как за стихийные бедствия и эпидемии, опустошающие планету, так и за события политические. Человеческая мысль материальна и является мощнейшим магнитом, притягивающим из пространства тождественные энергии, поэтому каждый человек способен очистить и возвысить жизнь в самом широком смысле. Это понимание поможет миру продвинуться на новую ступень.
Отвечая на вечный философский вопрос о предназначении человека, Елена Ивановна определяет нашу главнейшую задачу как расширение сознания и созидание себя как целостной, творческой и гармоничной личности — не только вобравшей богатейший познавательно-духовный опыт, накопленный человечеством за всю историю, но и постоянно открытой к восприятию новых знаний о мире и о себе. Личности, осознающей единство Жизни и свою великую ответственность за каждую мысль, слово и действие. «...Все мы виноваты за себя и за всех, и отделить себя от всего человечества и от Космоса мы не можем, - пишет она своему двоюродному брату И.И. Голенищеву-Кутузову. — Истинно, Космос в нас и мы в нем. Но лишь осознание этого единства дает нам возможность приобщиться к полноте такого существования. Основные вопросы смысла нашего существования давно решены, но люди не хотят их принять, ибо никто не хочет нести ОТВЕТСТВЕННОСТИ за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок. Так приходим мы сюда, на Землю, пока не выполним принятой на себя ответственности - усовершенствованием себя усовершенствовать и Землю, и все окружающие ее сферы. Окончив совершенствование земное, перейдем на дальние миры, на следующую ступень продвижения по лестнице беспредельного совершенствования, в алмазном сиянии многогранной Красоты» [18].
Немалое место в эпистолярном наследии Елены Рерих занимают ее размышления о эволюционной миссии женщины в современном мире. Причину многих бедствий, постигших нашу планету, она видела в нарушении закона равновесия Начал, который лежит в основе Бытия. Только когда женское равноправие будет признано в планетарном масштабе, считала она, можно говорить, что наша эволюция достойна называться человеческой эволюцией. Пути обретения утраченного равновесия она видела не только в принятии соответствующих законов, гарантирующих женщинам равные права во всех областях общественной жизни, но прежде всего в их непрестанной работе над собой, развитии своих способностей, поднятии нравственного и культурного уровня.
«Первая задача, встающая перед женщинами, - писала она, - это во всех странах добиваться одинакового образования с мужчинами и всеми силами стараться развивать свое мышление и, главное, уметь стоять на своих ногах, не возлагаясь всецело на мужское начало. На Западе много поприщ открыто сейчас женщине, и нужно сказать, что на всех они очень успешны.
Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своем единственном желании добиться поклонения сильного пола, забывая, что всегда и во всем ценится лишь то, что малодоступно. Сочетания Светил благоприятствуют пробуждению женщин, и я верю, что новый прилив психической энергии будет использован женщиной на высокие задания и на поиски новых достижений во благо человечества. Пусть именно в женщине возгорится огонь Подвига Великого Служения. В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые основы государственности в своей семье» [19].
Ее призывы к самосовершенствованию никогда не были отвлеченными; напоминая о высоком предназначении женщины и расширении границ служения за пределы семьи, сама она единственной матерью для тех, кто обрел в Учении Живой Этики свой путь. «Воистину, чувствую себя матерью всех дел и всех сотрудников моих. Каждый соучастник дорог мне и каждый по-своему мил [20], - писала она в Америку. Сердце мое разрывается от желания обнять всех Вас и вдохнуть Вам всю радость величию и красоте бытия, нескончаемому совершенствованию, раскрытому Учением Владыки [21]. Современники, которым посчастливилось быть под ее покровительством, вспоминают о нем с радостью и глубочайшей признательностью. «В каждом письме своем, Она всегда старалась послать ободрение, духовную поддержку и ласку, - рассказывала член Харбинской группы по изучению Живой Этики Екатерина Петровна Инге, - указывая каждому именно на то, чего больше всего требовалось для развития духовных сил, мощи или для укрепления в выполнении данной задачи. Получение каждого письма Ее было для нас праздником духа, и мы всегда бежали друг к другу, все вместе радовались и читали, делясь впечатлениями от полученных дорогих строк. Так весть с Гималаев быстро облетала весь устремленный к Свету Харбин» [22].
Каждая ее весть зажигала огонь сердца, окрыляла дух, выявляя лучшие качества и помогая нам мужественно встречать и побеждать препятствия, - вспоминала вице-президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Зинаида Григорьевна Фосдик. – Благодаря ей и ее огненным указам будущее вставало во всей радости творческого и действенного труда. Принести всего себя в нескончаемом труде и служении, чтобы приблизить это светлое будущее, реально осознать наше участие в нем, становилось священным заветом» [23].
Елене Ивановне были совершенно чужды высокомерие, категоричность суждений и тот авторитарный тон, которым наши современные «мудрецы» и «посвященные» наставляют каждого, кто попадает в их поле зрения. Она избегала любого проявления миссионерства и, рассказывая о Живой Этике, никогда не навязывала корреспондентам свои убеждения, советы как жить, оставляя за ними право самостоятельно определяться в мировоззренческих вопросах, но всегда с готовностью отвечала стучащемуся. «Не люблю учить, но только передавать знания» [24], - призналась она в письме к Б.Н. Абрамову. Елена Ивановна щедро делилась с теми, кто был готов эти знания воспринять, но это были не «тайные инструкции», а самые что ни на есть простые формулы преображения нашей действительности через воспитание своей души и сердца - любовь к познанию, устремление к высшему качеству всей жизни, терпимость и сострадание к ближним. Одной из ее самых замечательных черт было умение говорить по сознанию собеседника, апеллировать к лучшим качествам его натуры. Она искренне старалась понять, что для ее собеседника главное, и такой подход называла — канон «Господом твоим». «...Канон "Господом твоим" в жизни должен быть применяем почти на каждом шагу. При каждом собеседовании, когда нет объединения сознаний, наша первая обязанность не разъярять собеседника противоречием и порицанием его убеждений, но, начав с лучших возможностей его и исходя от уровня его сознания, постепенно и терпеливо мы должны расширять его горизонт... В каждой беседе нужно уметь жертвовать собою, своим знанием, не кичиться своею просвещенностью» [25].
Проблема сознания является ключевой темой в творчестве Е.И. Рерих. Расширение сознания, неустанно повторяла она, есть важнейшая эволюционная задача, стоящая перед каждым из нас. На сегодняшний день существуют десятки теорий, пытающихся объяснить феномен сознания и ответить на вопрос, какова его природа и как оно связано с физической реальностью (в первую очередь с нашим телом). Большинство философских направлений рассматривают сознание как важнейший элемент мироздания, его отправную точку; ученые, напротив, склонны относиться к нему как к чему-то слишком эфемерному, чтобы использовать в своих моделях и концепциях, хотя современные физики все чаще и чаще поднимают вопрос о необходимости введения функции сознания в теории, описывающие строение материи. Что же такое сознание в представлении Е.И. Рерих и Создателей Живой Этики? Книги Учения и ее письма трактуют его как «заключенное знание духа» [26] «орган трех миров» [27], «магнит, который привлекает любые полезные энергии» [28] и основную энергию, высшим качеством которой является энергия психическая [29].
Если мы допускаем, что сознание и восприятие есть энергетические категории, то становятся понятными постоянные напоминания Учителей о расширении сознания и утончении восприятия. Подобно радиоприемнику, мы улавливаем из окружающего мира волны определенного диапазона (входящие в резонанс с нашими представлениями, потребностями и интересами), не воспринимая остальные «частоты». Самое удивительное, что границы своего «частотного диапазона» устанавливаем мы сами - изменение интересов приводит к тому, что в поле нашего внимания попадают доселе неизведанные области жизни, а высокое мышление придает нашей деятельности и самому процессу познания иное качество, привлекая высокие энергии. Пока мы принимаем малую ограниченную жизнь видимого мира за полноту Бытия, не выказывая интереса к дальнейшему познанию или заранее отрицая существование тех или иных процессов и явлений, неописуемое разнообразие Вселенной нам недоступно. «...Первая основа каждого восприятия есть принятие его в сознание, - объясняет Елена Ивановна. - Сознание есть единственный магнит, собирающий всю нашу сокровищницу. Потому в книгах Живой Этики так настаивается на открытии, на очищении и на расширении сознания» [30]. «Расширение сознания, или накопление "чаши", начинается с момента допущения. Все отвергнутое, все невмещенное не сложит необходимых кристаллов энергии» [31].
Расширение сознания не только продвигает индивидуальную эволюцию человека, но и касается всех сторон его деятельности, способствуя научным, духовным и художественным прозрениям, что приводит к появлению новых концепций и идей, существенно расширяющих, а то и радикально изменяющих представления об окружающей нас реальности.
То, что мы не понимаем и не воспринимаем сегодня, завтра становится объяснимым и постижимым. Об этом свидетельствует вся история научной мысли, построенная на смене парадигм. В последние годы жизни Елена Ивановна часто обращалась к теме грядущих перемен, которые идут в сознании людей, когда наука обратится к изучению тонких энергий и иных состояний материи и установит взаимную связь человека и Космоса. В небольшом очерке о науке будущего «Изучение свойств человека», впервые опубликованном в книге «У порога Нового Мира» [32], являющемся бесценным методологическим пособием для непредубежденного и духовно развитого ученого, она дает подробный план направлений новой науки и говорит о синтезе всех наук, как естественных, так и гуманитарных, объединенных в одну грандиозную науку о строении Космоса. Некоторые направления Новой науки, считает Е.И. Рерих, получат свое развитие только в будущем, другие же станут как бы дополнением уже существующих дисциплин - геологии, биологии, психологии, медицины, астрономии, которые, в свою очередь, претерпят существенные изменения, в корне пересмотрев старые понятия. Новая наука о Космосе будет неразрывно связана с наукой о человеке, являющемся, согласно Живой Этике, главным инструментом эволюции. «Без уявления Института Изучения скрытых свойств человека и взаимодействия и взаимосвязи Микрокосма от Макрокосма, - утверждает Елена Ивановна, - не осуществится Новая Эра. Новая наука о силах и свойствах человека должна войти в жизнь» [33].
Конечно, подобные изменения не могут произойти в одночасье - на это уйдут долгие годы. Однако уже последние десятилетия минувшего века «именовались бурным развитием ряда направлений наук, которые в той или иной степени оказать связаны с раскрытием феномена Человека во всей его сложности, и ученые уделяют самое серьезное внимание исследованию человеческих излучений и биополя, феноменов гипноза, передачи мыслей на расстояние и других «паранормальных» явлений. Эти и многие другие перемены дают основания полагать, что в самом ближайшем будущем мы станем свидетелями необычайных открытий. которые принесут нам новые знания о мире и человеке.
Елена Ивановна прекрасно понимала, что новое мировоззрение, отраженное в учении Живой Этики, встретит на своем пути немало трудностей, осуждение и открытое противодействие со стороны носителей старого сознания, и пройдет немало времени, прежде чем это Учение войдет в научный оборот и «ляжет основанием воспитания и появления нового человечества». Именно поэтому большинство ее трудов, созданных в 1940-х и 1950-х годах в тесном сотрудничестве со своим Наставником и носящих необычные названия - «Новая Космогония», «Новая Космология», «Страницы Мироздания» и т. д., а также десятки тетрадей с записями ее Огненного Опыта имеют жестко установленные самим автором сроки публикации. На сегодняшний день говорить о полноте понимания всего корпуса текстов, оставленных Еленой Ивановной, явно преждевременно. Многое из того, что происходило в ее жизни — и внешней, и внутренней, — выходит за рамки нашего опыта и наших представлений об окружающем мире. Любые попытки вписать эти факты и связанные с ними сложные явления в привычную нам картину мира, низвести их до своего уровня приведут к их искажению и обесцвечиванию, утрате их целостности и сути. Если мы хотим понять эти явления, необходимо прилагать внутренние усилия и подниматься им навстречу, изменяя и расширяя свои представления об окружающей действительности. Иными словами, работать над собой и последовательно расширять свое сознание — осуществлять те главные задачи, которые ставит перед нами Живая Этика.
Подобное положение вещей не дает нам повода уныло сидеть на своей эволюционной ступеньке перед закрытой дверью. Имеющиеся в нашем распоряжении произведения, неотделимые от личности и жизни их автора, - книги Живой Этики и эпистолярное творчество, непосредственно связанное с этими книгами, — принесут нашему уму и сердцу куда больше пользы, нежели мечты о недоступных документах. Ведь жизнь этой неординарной женщины воплощала в себе одно из краеугольных положений Живой Этики — «по Земле нужно дойти до Нас». Именно пройдя по Земле, не уходя от жизни и ее трудностей, она сумела не только полностью реализовать свой огромный творческий потенциал, но и выполнить миссию, возложенную на нее Космической Иерархией. Овладение культурным и духовным богатством, оставленным человечеству великой женщиной высочайшего духа Еленой Ивановной Рерих, знакомство с ее подходами к Вечному и преходящему поможет развить иной, качественно новый подход к жизни и найти ответы на вечные философские вопросы: кто мы в этом мире? каковы наши возможности в нем? и для чего мы живем? - вопросы, которые на самом деле являются главными в жизни.
1. Menage G. Histoire des femmes philosophes. Paris: Arlea, 2003.
2. Ванчугов В. Женщины в философии. Из истории философии в России конца XIX - начала XX века. М.: РИЦ «Пилигрим», 1996.
3. http://anthropology.ru/ru/texts/kolesnikov/rnisc_l3.html
4. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 467.
5. Рерих Е.И. Письмо к В.Л. Дутко от 4 августа 1945 года / Рерих Е.И. Письма. Т. VII. М.: МЦР, 2007. С. 243-244.
6. Рерих Е.И. Письмо к Р.Я. Рудзитису от 24 мая 1938 года / Рерих Е.И. Письма. Т. VI. М.: МЦР, 2006. С. 137.
7. Рерих Е.И. Письмо к Ф.Д. Лукину от 19 июня 1933 года / Рерих Е.И. Письма. Т. I. Минск, 1992. С. 156.
8. Рерих Е.И. Письмо к A.M. Асееву от 6 июля 1935 года / Рерих Е.И. Письма. Т. III. М.: МЦР, 2001. С. 386.
9. Рерих Е.И. Письма. Т. IX. М.: МЦР, 2009. С. 331.
10. Рерих Е.И. Письмо к В.А. Дукшта-Дукшинской от 12 декабря 1934 года / Рерих Е.И. Письма. Т. II. М.: МЦР, 2000. С. 520.
11. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 55.
12. Агни Йога, 168.
13. Беспредельность, 48.
14. Рерих ЕМ. Письмо к З.Г. и Д. Фосдик от 28 ноября 1950 года / Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. М.: МЦР, 2008. С. 442.
15. Рерих Е.И. Письмо от 10 июля 1955 года / Рерих Е.И. Письма. Т. IX. С. 537.
16. Рерих Е.И. Письмо к американским сотрудникам от 3 марта 1930 года / Рерих Е.И. Письма. Т. I. С. 91.
17. Иерархия, 99.
18. Рерих Е.И. Письмо к И.И. Голенищеву-Кутузову от 17 октября 1935 года / Рерих Е.И. Письма. Т. III. С. 599.
19. Рерих Е.И. Письмо к О.Н. Крауклис от 17 мая Рерих Е.И. Письма. Т. V. М.: МЦР, 2005. С.114-115.
20. Рерих Е.И. Письмо к Г.Д. и Т.Д. Гребенщиковым от 24 ноября 1931 года / Рерих Е.И. Письма. Т. I. С.252.
21. Рерих Е.И. Письмо к американским сотрудникам от 19 октября 1929 года / Рерих Е.И. Письма. Т. I. С.62.
22. Инге Е.П. Родная // Оккультизм и Йога. 1957. № 26, С.16.
23. Фосдик З.Г. Священный Завет // Оккультизм и Йога, № 16. С. 10.
24. Рерих Е.И. Письмо к Б.Н. Абрамову от 18 июля 1951 года / Рерих Е.И. Письма. Т. IX. С. 78.
25. Рерих Е.И. Письма. 1929-1938. В 2 т. Т. 2. Минск, 1992. С. 428.
26. Листы Сада Мории. Озарение. Ч. 2, XII, 3.
27. Надземное, 597.
28. Агни Йога, 591.
29. См. письмо Е.И. Рерих к В.В. Тарто-Мазинскому от 24 июня 1935 года / Рерих Е.И. Письма. Т. III. С. 361.
30. Рерих Е.И. Письмо к Н.П. Рудниковой от 10 октября 1934 года / Рерих Е.И. Письма. Т. П. С. 417.
31. Рерих Е.И. Письмо к Е.Я. Драудзинь от 3 февраля 1939 года / Рерих Е.И. Письма. Т. VI. С. 331.
32. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР, 2000.
33. Там же. С. 283.
Культура и время, № 3. С.18-29.
|