|
Говорят, что история учит тому, чему никто другой не учит. Воистину это так, в этом еще раз убеждаешься, изучая историю жизни, творчества, общественной и педагогической деятельности семьи Рерихов.
Сегодня, с высоты времени, прошедшего с тех пор, как у Елены Ивановны и Николая Константиновича появились ученики и последователи в Америке, с тех пор, как эти близкие им до некоторого момента люди демонстрировали внешнее следование их учению, их взглядам, советам, наставлениям, и, самое главное, с тех пор, как называвшие себя учениками и последователями, предали семью Рерихов самым беспардонным и бесстыдным образом, отчетливо ясным становится многое.
Возникает вопрос: а стоит ли вспоминать то, что произошло почти семьдесят лет назад? И героев этой истории уже давно нет в живых, и воспоминание о ней хранится разве только в переписке Елены Ивановны Рерих с «американцами», и ныне живущих вроде бы навряд ли заинтересует эта история. Ведь нынче у нас жесткое рыночное время, время тех самых людей, которые предали Н.Рериха ради вполне корыстных собственных интересов.
И все же история предательства, такая далекая и на самом деле такая близкая, нуждается в том, чтобы мы еще раз перелистали пожелтевшие от времени листы этой символической книги, в которой бурлят страсти, в которой время задвигает на задний план тех, кто предал, и, наоборот, делает героями тех, кто не отступил, остался верен.
Воспоминания приводят вспоминающего к естественному и логичному выводу о том, какими великими, великодушными и умными в отношениях со своими учениками были Рерихи, как наивно и честно они воспринимали каждое их слово, потому что если не верить поверившим в твои идеи, то нет смысла в том, что делаешь. А в том, что делали Рерихи, был великий, планетарный смысл.
Суть истории предательства в том, что великих Рерихов обобрали, обобрали идейно, а потом и материально, присвоив картины, написанные Николаем Константиновичем и оставленные на хранение тем, кто звал себя его учениками и последователями.
Удивительное дело, на протяжении всей жизни и после того, как они с этой жизнью расстались, Рерихи будут обираемы корыстными людьми, присваивавшими ихнаследство. Среди этих казнокрадов будут и те, кто украдет идеи, и те, кто украдет картины, стоящие сегодня немалые суммы в долларах. Но счастья, признания, уважения ни одному из этих обладателей Рериховского наследия, не завещанного ворам, их незаконные приобретения не принесли. Расставались со своими постами министры, разорялись присвоившие им не принадлежащее корыстолюбцы, терпели крах приписывавшие себе идеи Рерихов. История всегда давала урок зарвавшимся, давала и дает.
Именно поэтому нужно говорить обо всех предательствах по отношению к Рерихам, независимо от того, когда были эти случаи. Не надо страшиться разговоров о подлости — есть надежда, что они помогут потенциальным подлецам и предателям удержаться от того, что они могли бы совершить. Не надо страшиться воспоминаний о происшедшем — есть надежда, что они помогут нам, живущим сегодня, понять несложную истину – порок не должен быть забыт, он подлежит наказанию, а наказание то состоит в знании живущих о проступках живших.
Защитим имя и наследие Рерихов. Т.3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М.: МЦР. 2005. С. 401-402.
Источник: сайт Международного Центра Рерихов
Адрес ресурса: http://lib.icr.su/node/219
|