памяти святослава рериха


Главная >> Памяти Святослава Рериха

 

С.Н.Рерих после церемонии вручения ордена Дружбы народов в посольстве СССР в Индии. Дели, май 1985 г. (Из Отдела рукописей МЦР).

Люби ближнего как самого себя.

Надежда.

Добрый самаритянин. 1943.

Се человек. 1966.

И мы приближаемся. 1967.

Ангел вновь вострубит. 1976.

Весть. 1953.

Подвиг. 1938.

Ты не должен видеть этого пламени. 1968.

 

ФИЛОСОФСКАЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
СВЯТОСЛАВА РЕРИХА

 

«Картины Святослава Рериха - плод глубокого философского мышления. В первую очередь это мышление направлено на объективное содержание жизни и выявление ее скрытой, но всегда действенной сущности».

(П.Ф.Беликов. Святослав Рерих и проблемы современного искусства. // Сб. Непрерывное восхождение. Т. 1, с. 271)

 

«Самым сложным тематическим разделом его творчества, будет, конечно, раздел - этики. Строго говоря, этика - основная тема художника. Она проходит через все жанры - от портрета до пейзажа включительно. Именно эта тема определяет идеологическую основу творца. Просвещенный гуманизм, справедливость, братство народов и твердая вера в светлое будущее человечества - режиссируют симфонией красок Святослава Рериха. Широта взглядов и непредубежденность в подходе к разнообразным проявлениям человеческого духа позволяют художнику проникать в человеческие сердца, минуя преграды рас, национальностей, религий и мировоззренческих традиций. Искусство Святослава Рериха сближает людей в их лучших чаяниях, в общей вере в торжество Красоты и Правды.

Философские, литературные, бытовые, мифологические, религиозные сюжеты одинаково доступны художнику. Он трактует современную народную жизнь Индии, обычаи старины, ведическую и буддийскую философию, восточную и западную мифологию и религиозную тематику. Художник не признает противоречий между хорошим, к каким бы эпохам и народностям оно не относилось. Эти противоречия складываются условностями и спокойно с ними отбрасываются. Вместе с тем, Святослав Рерих не признает и компромиссов.

Если ему ни в чем не мешает добро, то везде, где бы оно ни таилось, препятствует зло.

Он подчеркнуто обостряет непримиримость Света и Тьмы и ищет наиболее выразительные средства для ее живописного воплощения. Искусство и этика в творчестве Святослава Рериха неразрывно связаны между собою, и являют одно целое. Разбирать, что и как им создано, не задумываясь, для чего оно создавалось, - значит, закрыть глаза на внутренний мир художника, на саму сущность его творчества. В этом свете следует подходить и к тем его произведениям, характер который часто определяют распространенным, но мало говорящим понятием - символизм.

Конкретизация человеческих чувств, идей и интеллектуальных стимулов - сложная задача. Изобразительное искусство не имеет ее готовых решений, и многие сторонятся связанных с нею трудностей. Искусство Святослава Рериха свободно от такой боязни. Останавливаясь у некоторых его картин, ловишь себя на мысли - не недооценивает ли иногда реалистическое искусство, воспитанное в боевых прогрессивных традициях, значение одной из самых решающих битв - битвы человека с самим собою? Ведь тот, кто не поднимал меча на поле боя, именуемом человеческой душой, еще не готов для сражений на поле, именуемом "человеческое общество"».

(П.Ф.Беликов. Творчество Святослава Рериха
// Непрерывное Восхождение, Т. I, с. 247-248)

 

«Святослав Рерих, конечно, не только большой и своеобразный художник, но и глубокий мыслитель с вполне определившимся мировоззрением. Отпечаток этого мировоззрения лежит на всех без исключения его произведениях. Но кисть художника рассказывает не только о том, что думает мастер, но и о том, что он видит. И в своей живописи Святослав Рерих не изменяет той видимости, которая существует для всех и воздействует на поведение человека. Реалистическая основа искусства Святослава Рериха выражает, конечно, и его мировоззрение. Они неразрывно друг с другом связаны и друг из друга вытекают. Ни в одной из картин художника не проскальзывает ни малейшего раздвоения между пониманием и изображением явлений.

Заметим также, что мифологические, религиозно-философские и символические сюжеты - не случайный и не второстепенный элемент в творчестве художника.

Он закономерен и очень многое объясняет. Главное, как нам кажется, он объясняет то новое, что привносит творчество Святослава Рериха в современное реалистическое искусство.

Наша эпоха со всей остротой ставит вопрос не только о бытоустройстве, но и о самом бытии человека. До того как выразиться в определенных целенаправленных действиях, смысл этого бытия проходит цикл становления в человеческом сознании. Всенародная правда не осуществима без того, чтобы на каких-то этапах она не определялась как личная правда каждого члена общества в отдельности. Этот этап заключает в себе часто незаметную для постороннего глаза, но всегда самую решающую битву - битву человека с самим собою.

Быть или не быть - решает человечество. Но кем быть - решает каждый человек сам за себя. Реалистическое искусство доказывает свою подлинность, свою необходимость воспроизведением той настоящей жизни, которая дает смысл и радость человеческому существованию. Но решены ли им все проблема раскрытия той внутренней борьбы человеческих чувств и мыслей, исход которой готовит жизненный путь человека?

Становление самой человеческой личности тесно связано с целым, рядом этических проблем. В наше время они приобрели особое значение. Быть или не быть? - теперь уже не только громкая фраза. Небытие полностью гарантировано уровнем современной техники. Но может ли выдать такую же гарантию бытию уровень современных этических представлений и принятых норм людских взаимоотношений?

Далеко не всегда и далеко не везде.

Святослав Рерих принадлежит к тем творцам Прекрасного, к тем мыслителям, которые не могут примириться с этим и никогда этого не забывают. Он принципиально и смело ставит в рамках современного реалистического искусства этическую проблематику как основной фактор становления личности. Для Святослава Рериха этика является не кодексом нравоучительных сентенций, а закономерностью эволюционного роста человеческого духа. В раскрытии этой закономерности художник постигает тот сложнейший комплекс чувств и представлений, который мы называем человеческой душой. И именно для этого он прибегает к мифологическим, религиозно-философским и символическим сюжетам. Духовные проявления, конечно, находят свое выражение и в иной тематике.

На полотнах Святослава Рериха многоопытный взор мыслителя и искрящийся жаждой познания взгляд ребенка равноправно самоутверждают в мироздании силу человеческого сознания.

В подвиге труда, а не в праздной роскоши ищет и находит художник красоту жизни и красоту человека. Но он стремится проникнуть и в ту потаенную лабораторию человеческого духа, где подготовлялась непреложность этого подвига. Реальное содержание духовных ценностей человечества накапливалось тысячелетиями.

Этическая тематика Святослава Рериха касается многих проявлений человеческого духа. Любовь, сострадание, жертва, чувство долга, чуткость, уверенное и сомнение, добро и зло - все это является для художника высшей реальностью. Его философское мышление стремится найти для нее наиболее обобщенные формы живописного выражения. За частными случаями проявлений человеческих чувств художник усматривает общечеловеческие закономерности духовного порядка. Но искусству Святослава Рериха совершенно чужды пресная морализация и холодная риторика. Он создает сильно впечатляющие и волнующие художественные образы, мгновенно воздействующие поверх словесных рассуждений.

В современном мировом искусстве Святослав Рерих открывает для реализма новую сферу действия - общий план духовной жизни человечества в аспекте становления его этических представлений. Эмоциональное воздействие произведений художника служит верным доказательством тому, что для реализма не существует непреходимых границ между видимым и невидимым, между физическим и духовным. Но зато есть запретная граница между познанным и непозанным. Путь искусства Святослава Рериха - это путь познания. На этом пути снимаются все запреты. Неподвижность границ не свойственна реальному бытию, и ее незачем культивировать в реалистическом искусстве.

Останавливаясь на отдельных мифологических, религиозно-философских и символических произведениях художника, мы убеждаемся, что все они, по существу, принадлежат единому этическому циклу».

(П.Ф.Беликов. Святослав Рерих и проблемы современного искусства. //Там же, с. 280-284)



«Новый мир, новый лик человечества, обновленная жизнь, необходимость образования, как любил выражаться Святослав Рерих, более совершенного человека, были в центре его внимания. Путь в будущее нашей планеты, не омраченный угрозой глобальных катастроф. Путь светлый, свитый из многоцветной радуги взаимопонимания разных народов. Радость в труде, бесстрашие, открытость, мир. "Во-первых, - говорил художник, - мы должны искать и обдумать все пути, которые могут сблизить человечество, все тропинки, которые могут привести нас к тайникам сердца других людей". "И вот через искусство, я думаю, ближайшие пути к дружбе народов, к миру и осознанию то-го дружественного строительства, о котором мечтает весь мир"».

(Л.Р.Цесюлевич. Светоносность и цветоносность живописи Святослава Рериха. // Свет Искусства)

 

«Активная гражданская позиция отражена в монументальных философских полотнах Святослава Рериха. Они будят мысль, заставляют задуматься о смысле своего существования, о ценности Бытия. Художник не только ставит вопросы: "Зачем я пришел в этот мир? Что я должен сделать, чтобы его улучшить? Как помочь спасти планету от гибели?" - но и дает на них ответ. Спасение планеты - в развитии духовности в человеке, в изменении его мышления».

(Т.И.Мурашкина. Состояние ума и сердца. // Юбилейные рериховские чтения. М., МЦР, 2000. с. 250)
 

     
Hosted by uCoz