|
Н.К.Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.
Д.С. Лихачев
В 2010 году мировое сообщество отмечает важную дату - 75 лет со дня подписания Пакта Рериха. Идея заключения международного соглашения о защите культурных ценностей прошла длительный и трудный путь, прежде чем была окончательно сформулирована. В настоящее время, когда на нашей планете безвозвратно утрачиваются памятники культуры, как в военное, так и в мирное время, настоятельно необходимо обратиться к идеям Пакта Рериха, проследить истоки их зарождения, историю развития и продвижения.
Сегодня в публикациях достаточно широко освещена история продвижения Пакта Рериха с 1929 года. Но мало известно, что истоки этого явления, одного из самых значимых в XX веке, зародились в Санкт-Петербурге в конце XIX века по инициативе Н.К.Рериха.
Любовь к истории, осознанное стремление постичь истоки культуры своей родины проявились у Николая Рериха еще в гимназические годы. Уже в 1892 году семнадцатилетний учащийся гимназии К.И.Мая производит первые самостоятельные раскопки средневековых курганов в районе своего семейного имения Извара вместе со своим наставником в области археологии — Львом Константиновичем Ивановским [1].
Спустя два года студент Императорского Санкт-Петербургского университета и вольнослушатель Императорской Академии художеств Николай Рерих впервые получает открытый лист от Императорской Археологической комиссии на проведение археологических исследований «памятников древностей» в пределах Изварской казенной дачи Царскосельского лесничества [2, с. 24].
Стремление Николая Рериха к археологическим исследованиям «памятников древности» приводит к изучению «родной археологии», определяет творческие интересы молодого художника разрабатывающего тему «русского исторического жанра» во время обучения в Академии художеств. Эта тема найдет отражение в таких картинах художника, как «Гонец» (1897) — выпускная работа Н.К. Рериха, сразу принесшая ему известность; «Идолы» (1900) - «Заморские гости» (1901); «Город строят» (1902) и многие другие.
Обучение на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета дает Н. Рериху возможность освоить основы права. В это время зарождается интерес к изучению быта и жизни художников Древней Руси. В 1894 году студент второго курса юридического факультета Николай Рерих в дневнике запишет: «...с удовольствием занялся бы я одним историко-юридическим исследованием о быте и положении первых русских художников, как приезжих, так и местных. Вопрос совсем не исследованный» [3].
Спустя четыре года эти мысли найдут воплощение в выпускном зачетном сочинении Николая Рериха «Правовое положение художников Древней Руси», с которым он заканчивает юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета [4, с. 163-164].
Во время обучения в университете и после его окончания Н.К. Рерих увеличивает географию мест археологических раскопок — это Санкт-Петербургская, Новгородская, Псковская, Тверская, а в будущем Ярославская и Владимирская губернии. Приобщаясь во время раскопок к артефактам древности, Н.Рерих приходит к пониманию необходимости сохранения этих "памятников старины" для будущих поколений своей родины.
Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н.К.Рериха еще в 1899 году, на следующий год после окончания университета. Художник, которому к тому времени 25 лет, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей. С этого времени Рерих начинает обращать внимание исследователей-археологов, представителей государственных учреждений и широкой общественности на положение дел в области сохранения «памятников старины». Он принимает самое активное участие в заседаниях и собраниях Императорской Археологической комиссии, Императорского Русского Археологического общества, посвященных теме защиты историко-культурных памятников от разрушения или небрежной реставрации. Н.К. Рерих пишет и публикует статьи, с горечью признавая, что «несмотря на все запрещения, несмотря на опекуншу старины — Археологическую комиссию, на глазах многих тают целые башни и стены» [2, с. 31]. Н.К.Рерих был убежден, что только обращением к самым широким кругам общественности и воспитанием народа в духе уважения к произведениям искусства и предметам культуры предков можно будет спасти бесценные свидетельства прошлого.
Активная археологическая деятельность в Северо-Западном регионе и научное осмысление результатов своих работ приводят Н.К.Рериха к идее создания первой в России «Археологической карты Петербургской губернии». Эта инициатива имела несколько направлений деятельности. Для этого в том же 1899 году была составлена общая памятка-инструкция, рассылавшаяся во все уезды с запросами о наличии перечисленных в списке историко-культурных объектов.
Необходимо отметить, что на рубеже веков, в период с 1899 по 1903 годы, Н.К.Рерих выступил координатором этих исследований и совместно с видными учеными-археологами собрал материалы, содержащие информацию о многих исчезнувших в настоящее время памятниках археологии.
В 1903 году Н.К.Рерих, секретарь Императорского Общества поощрения художеств, вместе с женой, Еленой Ивановной, совершает художественно-археологическую экспедицию по древнерусским городам. Среди них Ярославль, Владимир, Ростов, Суздаль, Юрьев-Польской, Смоленск и многие другие. В основе экспедиции лежат исследования городищ в Ярославской и Владимирской губерниях по поручению Императорской Археологической комиссии и Императорского Русского археологического общества.
Подводя итог путешествию 1903 года, восхищаясь красотой исторических памятников, Н.К.Рерих в докладе «По старине» (1903), прочитанном в Императорском Обществе поощрения художеств, с болью говорит об отношении к их охране : «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей исконной старины и мало любви вокруг нее.
Последовательно прошли передо мною московщина, смоленщина, вечевые города, Литва, Курляндия и Ливония, и везде любовь к старине встречалась малыми, неожиданными островками, и много где памятники стоят мертвыми» [2, с. 436]. В другом месте читаем - «Где ни подойти к делу старины, сейчас же попадаешь на сведение о трещинах, разрушающих роспись, о провале сводов, о ненадежных фундаментах. Кроме того, еще и теперь, внимательное ухо может в изобилии услышать рассказы о фресках под штукатуркой, о вывозе кирпичей с памятника на постройку, о разрушении городища для нужд железной дороги» [2, с. 436].
После поездки 1903 года Н.К.Рерих занимает активную позицию по охране и защите многих «памятников старины». Так, выступая с докладом на собрании Императорского Русского археологического общества, он сообщает о бедственном положении Сарского городища под Ростовом, игравшего важную роль в формировании древнерусской народности с VII по XI века и высказывает протест против варварского уничтожения памятника, разрушаемого на нужды железной дороги и шоссе.
Продолжив экспедицию в 1904 году, Н.К. Рерих побывал в Твери, Угличе, Калязине, Кашине и других городах, продолжая исследовательские работы на предмет состояния и сохранности памятников древней архитектуры.
Необходимо сказать, что за два года (1903-1904) экспедиция побывала в 40 древнерусских городах. Н.К.Рерих не только ведет археологические исследования, но и создает большую серию архитектурных этюдов под названием «Памятники русской старины», насчитывающую около 90 произведений. Многие храмы впоследствии были разрушены и остались только на картинах художника, на фотографиях, сделанных Е.И.Рерих, и благодаря которым мы можем видеть сегодня, какими были памятники старины.
По окончании этой экспедиции 2 ноября 1905 года в Императорском Обществе архитекторов Н.К. Рерих делает доклад по теме «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства», основанный на впечатлениях от своей экспедиции. В этом докладе Н.К. Рерих указывает «на печальное положение многих наших памятников художественной старины <... > со многими указаниями на новые разрушения и новую гибель памятников» [5, с. 417] и утвердительно высказывает мнение о необходимости активной защиты культурного достояния страны. В своем докладе Н.К.Рерих обращает внимание на важную роль «общественного мнения», как единственную силу, способную охранить наши святыни: «Можно, конечно, говорить и об ужасах, если бы это к чему-нибудь вело, если бы кто-нибудь в силу таких соображений возревновал о памятниках, и не казенным постановлением, а могучим призывом к общественному мнению, которое только одно и может охранить наши святыни» [5, с. 419].
Во время русско-японской войны 1904-1905 годов у Н.К.Рериха оформилась мысль о необходимости специального соглашения по охране просветительских учреждений и памятников культуры. Здесь надо отметить, что, несмотря на продолжающиеся военные действия русско-японской войны, Н.К.Рерих не откладывает принятых решений по вопросам защиты культуры: «Мне говорят, что теперь не время об этом говорить, что минута неудобна, когда общие интересы так далеки от искусства, — но ведь война и смута пройдут, и с особой яркостью выступят мирные интересы, и интерес к искусству будет самый большой» [5, с. 425].
Н.К.Рерих впоследствии считал 1904 год - годом начала своего активного движения за сохранение памятников искусства и культуры, хотя он и ранее выступал в защиту против невежества и разрушения. Спустя годы, вспоминая путь становления Пакта, он напишет: «В истории движения нужно проследить нарастания, начиная с 1904 года. Все время в журналах, в газетах, в речах обсуждалась идея охраны культурных ценностей. Так шло до 1929 года, когда были предприняты международные меры» [6, с. 229].
В 1909 году в Петербурге основывается «Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины» (ОЗСРПИС). Н.К.Рерих стал одним из его организаторов, а с 1910 года - членом Совета. Цель Общества - «поддерживать и способствовать сохранению в России всех памятников, независимо от эпохи их создания» [7, с. 287].
В этом Обществе в 1911 году были созданы несколько комиссий «для предотвращения дальнейшего разрушения памятников и искусства и старины» [7, с. 288]. Н.К.Рерих принимает деятельное участие в двух комиссиях: в комиссии по регистрации памятников старины в Петербургской губернии и в комиссии по реставрации Ферапонтова монастыря.
В этот же период Н.К.Рерих продолжает писать статьи, в которых призывает общественность к охране древних памятников архитектуры, обращая внимание на плачевное состояние храмов. Так, в статье «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» (1912) Н.К.Рерих писал: «Церковь Ильи Пророка не должна погибнуть... Мы должны знать, что глупое темное время, когда расхищались, разрушались народные сокровища, ушло навсегда» [8, с. 440]. В статье «Тихие погромы» (1911) речь идет о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль): «Кто же защитит прекрасную древность от безумных погромов? Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной» [9, с. 42]. Здесь необходимо отметить, что вопросы, связанные с неумелой реставрацией, поднимались Николаем Константиновичем на собраниях и заседаниях различных комиссий и обществ, занимающихся данной проблематикой.
В статье «Защита старины», посвященной вопросам охраны культовых сооружений различных религий, Н.К.Рерих призывает читателей: «Полюбите искусство и старину. Сохраните ее. Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» [10, с. 483].
Спустя годы Юрий Николаевич Рерих в статье «Зажигайте сердца!» напишет об этом периоде: «Проблема мира во всем мире, охрана памятников культуры человечества давно привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Об охране памятников в России он постоянно писал на страницах русской прессы. Перед лицом небывалых разрушений первой мировой войны, перед картиной разрушения Лувена и Реймса он обращается к верховному командованию рyccких армий, призывая к охране культурного достояния на театре военных действий» [11, с. 167].
В 1914 году Н.К.Рерих обращается к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время военных действий. В это время Н.К.Рерих пишет картину «Зарево», выражая протест против Первой мировой войны. Создает плакат «Враг рода человеческого», в котором осуждает варварское разрушение памятников культуры. Этот плакат печатается в издательстве И.Д.Сытина в сотнях тысяч экземпляров [12, с. 287]. «Знамя, — как вспоминал Н.К.Рерих, — во время великой войны было роздано по воинским частям и прикрепляемо к выдающимся монументальным строениям. В середине этого изображения была фигура вандала-разрушителя, а кругом в медальонах были виды разрушенных городов» [13, с. 87].
Вскоре после этих событий появляются статьи Н.К.Рериха: «Лувен сожжен», «Новое варварство», «Разрушение Реймского собора» и многие другие. Эти статьи проникнуты болью за разрушение Лувена и Реймского собора: «Война с произведениями искусства, с книгами, картинами, статуями, памятниками зодчества... Может ли представить себе человеческий ум что-либо более чудовищное и омерзительное!» [14, с. 5].
В сентябре 1914 года Н.К.Рерих отправляет телеграмму президенту Франции Раймону Пуанкаре с выражением глубочайшего сожаления о невосполнимой утрате: «Возмущенный новым актом вандализма нашего варварского врага, — разрушением прекрасного, несравненного кафедрального собора в Реймсе, — прошу Вас, господин Президент, принять выражение моего глубочайшего сожаления по поводу этой незаменимой утраты. Имея честь состоять членом академии в Реймсе, я уполномочен Вам передать те же чувства от совета профессоров школы Императорского Общества поощрения художеств, общества "Мир искусства " и редакции газеты "Русское слово"»[15, с. 3].
В конце 1914 года в Императорском Обществе поощрения художеств была устроена выставка «Искусство союзных народов». На ней было представлено более 300 произведений различных Школ живописи: французской, бельгийской, английской, польской и других, из частных коллекций, в том числе и из коллекции Н.К.Рериха. Главное назначение этой выставки было «...напомнить человечеству о сокровищах творческих, подвергавшихся опасности разрушения» [13, с. 88].
Первая мировая война не дала возможности реализовать идею Н.К.Рериха о заключении международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженного конфликта.
В 1915 году Н.К.Рерих направляет доклад императору Николаю II и Великому князю Николаю Николаевичу с призывом принять серьезные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ России. В своем докладе художник обращает внимание на острую необходимость охраны памятников в России в связи с их разрушением от ветхости и несоответствующей реставрации и сохранения. Он предлагает рассмотреть возможность законодательного утверждения Положения об охране исторических памятников в России, инициируемого видными представителями Императорской Археологической комиссии. Это обращение к императору в обстановке военного времени и в связи с политическими процессами в России, увы, не нашло поддержки на государственном уровне.
После революционных событий февраля 1917 года Н.К.Рерих ищет новые пути для продвижения идеи сохранения культурного наследия страны. По приглашению М.Горького вместе с другими известными деятелями культуры Николай Константинович принимает участие в организации «Комиссии по делам искусства». Совещание состоялось 4 марта 1917 года в квартире Максима Горького под председательством Н.К.Рериха. Через день появилось сообщение: «"Временное правительство вполне согласилось с необходимостью принять меры к охране художественных ценностей и образовало комиссариат для охраны художественных ценностей в составе члена Государственной Думы П.Неклюдова, Ф.Шаляпина, М.Горького, А.Бенуа, К.Петрова-Водкина, М.Добужинского, Н.Рериха, И.Фомина". В художественных кругах возник вопрос об образовании вместо императорского двора министерства изящных искусств» [16, с. 76].
Н.К.Рерих вспоминал: «...началась работа с Горьким. Мелькнуло приглашение быть министром Изящных Искусств» [17, с. 345]. В этот период политического переустройства России Н.К.Рерих заболевает, и по совету врачей он вместе с семьей уезжает за границу.
В конце первой трети XX столетия появляется угроза новых военных столкновений между странами Европы. Предвидение грядущих потрясений не покидает Н.К.Рериха, и в 1929 году, совместно с несколькими известными европейскими юристами, доктором Георгием Гавриловичем Шклявером и профессором Жоффре де Ла Праделем, он вновь выдвигает идею защиты культурных ценностей и культурного наследия, создает проект международного договора. В 1930 году Н.К.Рерих обращается ко всему миру с призывом неотложно обсудить вопрос защиты памятников культуры. Этот призыв был поддержан многими странами, и 15 апреля 1935 года в Вашингтоне состоялось подписание международного договора о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов.
Принятие Пакта Рериха явилось результатом более чем 30-летней неустанной подвижнической деятельности художника, ученого и общественного деятеля. Мысль о необходимости специального соглашения об охране просветительских учреждений и памятников культуры, возникшая в 1904 году, нашла свое воплощение в принятом международном договоре.
Сложная историческая ситуация в начале XX века не позволила реализовать идею защиты памятников культуры в России. Однако, обращаясь к истории Пакта Рериха, необходимо отметить, что именно в России возникла эта идея. А истоки этой идеи в глубокой любви Рериха-художника, Рериха-ученого к своей стране, ее истории. Известные многим слова Н.К.Рериха: «любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество» [11 , с. 197] и сегодня звучат как напутствие нам и грядущим поколениям.
Осознав ценность национальной культуры, Н.К.Рерих приходит к пониманию международного значения культурных ценностей всех народов и необходимости международных действий по защите мирового культурного наследия. Именно в Петербурге были совершены первые важные шаги по поиску общественной и государственной поддержки, получен опыт, создавший предпосылки для разработки и продвижения этой идеи в будущем на международном уровне.
Пакт Рериха, подписанный 75 лет назад, нашел свое продолжение во многих международных договорах, конвенциях, документах и соглашениях, регламентирующих охрану и защиту культурного наследия всей мировой культуры, являющейся достоянием духовной эволюции человечества.
В заключение приведу слова Л.В.Шапошниковой, раскрывающие значение Пакта Рериха для будущего человечества: «Симлизируя собой связь времен, Пакт как бы закрепляет своими параграфами ту культурную преемственность, без которой не может существовать эволюция человечества как космического явления [18, с. 85].
1. Лев Константинович Ивановский (1845 - 9 мая 1892, Петербург) - русский доктор, окончивший Медико-хирургическую академию в 1871 году с золотой медалью. Параллельно с врачебной деятельностью Л.К.Ивановский занимался археологией. Состоял членом Императорского Русского археологического общества, он занимался раскопками в районе Ижорской возвышенности (на месте древней Вотской пятины, а также на реке Сити) и вскрыл 5877 древних курганов в 127 могильниках, находящихся ныне на территории Волосовского, Гатчинского, Кингисеппского, Ломоносовского и Лужского районов. Собранный и классифицированный им археологический материал, хранящийся в Государственном историческом музее, до сих пор служит ценнейшим источником для исследований по культуре населения Великого Новгорода VIII—XV веков — погребальному обряду, орудиям труда, украшениям, оружию. Труд Ивановского имел определяющее значение для создания курганной хронологии. Л.К.Ивановский первым связал археологический материал с данными древнерусских письменных источников.
2. Рябинин Е.А. Н.К.Рерих и Императорская Археологическая Комиссия // Петербургский рериховский сборник. Вып. II—III. Самара: Агни, 1999.
3. Запись сделана Николаем Рерихом в студенческом дневнике 20 октября 1894 года.
4. Рерих Н.К. Университет // Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. М.: МЦР-Мастер-Банк, 2000.
5. Императорское С.-Петербургское Общество архитекторов // Николай Рерих в русской периодике. 1891-1918. Вып. 2: 1902-1906. Спб.: Фирм: Коста, 2005.
6. Рерих Н.К. Знамя мира //Рерих Н. К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002.
7. Конова Л.С. Н.К.Рерих и художественные общества Петербурга-Петрограда // Петербургский рериховский сборник. Вып. ГУ. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
8. Рерих Н.К. Церковь Ильи Пророка в Ярославле // Николай Рерих в русской периодике, 1891-1918. Вып. 4: 1910-1912. Спб.: Фирма Коста, 21
9. Рерих Н.К. Берегите старину. М.: МЦР, 1993.
10. Рерих Н.К. Защита старины // Николай Рерих в русской периодике 1891 -1918. Вып.4: 1910-1912. Спб.: Фирма Коста, 2007.
11. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия, 1978.
12. Рерих Н.К. Знамя Мира. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.
13. Письмо Рериха Н.К. от 6.12.1935 г. // Рерих Н.К. Письма в Америку. М.: Сфера, 1998.
14. Бушен Д. Юбилей Н.К.Рериха // День. 10 декабря 1915 г. № 340.
15. Разрушение Реймского собора. Протесты // Русское слово. 1914. 10/23 сентября. № 207.
16. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983.
17. Рерих Н.К. Листы дневника, В 3 т. Т. 2. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2000.
18. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим Культуру: Материалы Международной научно-общественной конференции. 1995. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1996.
75 лет Пакту Рериха. Материалы международной общественно-научной конференции 2010. М.: МЦР, Мастер-Банк. 2011.
|