Ивановская областная общественная культурно-просветительская организация

знамя мира и культуры


Главная >> Знамя Мира и Культуры >> История создания Пакта Рериха. Идея создания Пакта Рериха

 

Идея создания Пакта Рериха

Н.К. Рерих. Враг рода человеческого. 1914 г. Плакат

Идея Пакта Мира по охране культурных ценностей принадлежит русскому художнику, археологу, путешественнику, педагогу, философу и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Для её окончательного оформления Н.К. Рериху потребовалось более 30 лет. 

Его общественная деятельность началась в конце XIX—начале XX века. В 1898 году, после окончания Академии художеств и Санкт-Петербургского университета, он поступает в Императорское Общество поощрения художеств на должность помощника секретаря, а также работает помощником редактора в журнале «Искусство и художественная промышленность». В эти годы в периодических газетах и журналах появляются его первые статьи, посвящённые русским древностям, искусству и культуре: «По пути из варяг в греки», «Иконный терем», «На пороге нового течения», «К природе», «За русское дело» и др. Неутомимый археолог, собиратель, увлечённый путешественник, он не мог пройти мимо варварского отношения к родной старине, к ценностям русской культуры. Многие выдающиеся деятели искусства поддерживали его.

В своих воспоминаниях он писал: «От настоящего хочется заглянуть в далёкое прошлое. Хочется вспомнить хоть некоторых из множества друзей и пособников при самом зарождении этой идеи. Было бы несправедливо не вспомнить знатока искусства Д. В. Григоровича, который в 1898 году, избрав меня своим помощником при музее Императорского Общества поощрения художеств, говорил: «Так мысленно и напишите над музеем: «Храните священные предметы» - ведь должны люди помнить о самом ценном». Запомнилось слово о том, чтобы надписать над музеем. О том же и в тех же годах и другой знаток искусства, В. В. Стасов, поддерживая мои стремления, постоянно ободрял меня в том же почитании плодов творчества человеческого. Когда после первых продолжительных путешествий по России уже оформилось сознание о том, что чем-то нужно повелительно ясно запечатлеть охрану старины, тогда и председатель Общества Архитекторов-художников гр. Сюзор и очень чуткий архитектор Мариан Перетяткович сердечно сочувствовали и посильно способствовали.

Много хороших людей мыслило в тех же направлениях; были душевные беседы и с А. Блоком и с Леонидом Семёновым-Тяньшанским. Прошли годы, и вдруг приезжают ко мне Леонид Андреев и Голоушев (Сергей Глаголь), настойчиво просят с ними вместе вступить в газету. Одним из наиболее действительных доводов было: «Ведь вам же нужна трибуна для проведения охранительных и знамённых идей во славу искусства и старины; вот мы и зовём вас и предлагаем свободно и неограниченно проводить вашу заветную идею во всероссийском и всемирном масштабе» [1].

В 1903 году Н.К. Рерих со своею женой Еленой Ивановной Рерих совершает большое паломничество по сорока старинным русским городам от Казани до границы литовской. Целью этого путешествия было занести на полотно памятники древнего зодчества, отчасти уже разрушающиеся и даже разрушенные. В каждом городе художник пишет этюды русских древностей, а его жена фотографирует святыни на фотоплёнку. «В 1903-м году мы с Е.И. объехали, можно сказать, всё сердце России, запечатлевая, я — кистью, а Е.И. в пятистах фотографиях, Пантеон древнего Искусства» [2].

«Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса на Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчётными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печёры и опять несчётные белые храмы, погосты, именья со старинными часовнями и церквями, домовыми, и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! <...>

Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных» [3].

В январе 1904 года Н.К. Рерих выставляет этюды русских древностей в Императорском Обществе поощрения художеств. Более 70 картин было представлено на всеобщее обозрение. «Государь Император, посетивши её, выразил желание видеть их в Русском музее Императора Александра III, но, как раз, в день высочайшего посещения была объявлена война Японии и делу, волею судьбы, не был дан дальнейший ход» [4].

В марте 1904 года в Обществе архитекторов-художников Н.К. Рерих делает доклад «По старой Руси», основанный на впечатлениях от своей поездки; в ноябре — доклад «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства».

«Бесспорно, за эту четверть века много уже сделано для дела старины, но оправдания для нас в этом нет, и ещё гораздо больше остаётся впереди работы самой тонкой, самой трудной. И не такое дело старина, чтобы сдать её в археологические и архивные комиссии и справлять триумф её пышными обедами археологических съездов, да на этом и почить. Всё больше и больше около старины накопляется задач, решить которые могут не одни учёные, но только в единении с художниками, зодчими и писателями. <...> Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь. Пора светским людям, скучающим без новых впечатлений, заинтересоваться высоким и значительным, которому они не сумели ещё отвести должное место, что заменит серые будни весёлою, красивою жизнью. Пора всем сочувствующим делу старины кричать о ней при всех случаях, во всей печати указывать на положение её. Пора печатно неумолимо казнить невежественность администрации и духовенства, стоящих к старине ближайшими. Пора зло высмеивать сухарей-археологов и бесчувственных педантов. Пора вербовать новые молодые силы в дружину ревнителей старины, — пока, наконец, этот порыв не перейдёт в единодушное, национальное движение, которым так сильна всегда наша могучая Русь» [5].

Летом 1904 года художник вновь совершает поездки по России: Углич, Звенигород, Калязин, Торжок...

Сам Рерих, впоследствии, считал 1904 год — годом начала своего активного движения в защиту памятников искусства и культуры, хотя он и ранее подавал свой голос в защиту, против невежества и разрушения. Художник в своих воспоминаниях упоминает именно 1904 год. Возможно мысли, которые возникали до этого, приняли более чёткое оформление — превратились в идею. «В истории движения нужно проследить нарастания, начиная с 1904 года. Всё время в журналах, в газетах, в речах обсуждалась идея охраны культурных ценностей. Так шло до 1929 года, когда были предприняты международные меры» [6].

Невозможно отобразить всё то, чем занимался и что сделал Рерих на ниве культуры и искусства. Если взять и перечислить только заголовки его статей в печати, то будет ясна целенаправленность мыслей и действий художника: «Берегите старину», «По старине», «Радость искусству», «Восстановления», «Голгофа искусства», «Обеднели мы», «Всенародное»...

Когда в 1915 году отмечалось 25-летие художественной деятельности академика Н.К. Рериха, в заметке, посвящённой юбилею художника, Д. Бушей писал: «С именем Рериха связано всё, что происходило в художественной России за последние двадцать пять лет» [7].

Николай Константинович был членом многих комиссий и комитетов в защиту искусства, участвовал в работе многих съездов, собраний, кружков. Назовём лишь некоторые из них: член комиссии по реставрации храма Василия Блаженного в Москве, председатель комиссии музея Допетровского искусства и быта при Обществе архитекторов-художников, член-учредитель Общества возрождения Художественной Руси, член комиссии по реставрации картин в Эрмитаже, член комиссии по строительству Буддийского храма в Петербурге, член совета Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, почётный председатель Совета Женских курсов высших архитектурных знаний, председатель Комиссии художественных мастерских для увечных и раненых воинов и другие. Причём он не числился в этих комиссиях и комитетах, а принимал в них активное участие.

В 1914 году, когда Германия развязала войну в Европе, Н.К. Рерих слагает с себя звание члена венского «Сецессиона». Вскоре появляются его статьи, проникнутые болью за разрушение немецкими войсками Лувена и Реймса: «Война с произведениями искусства, с книгами, картинами, статуями, памятниками зодчества... Может ли представить себе человеческий ум что-либо более чудовищное и омерзительное! И это дело не дикарей, а немцев, которые всегда кичились своей культурностью» [8].

В сентябре 1914 года он отправляет телеграмму президенту Франции с выражением глубочайшего сожаления о невосполнимой утрате: «Возмущённый новым актом вандализма нашего варварского врага, — разрушением прекрасного, несравненного кафедрального собора в Реймсе, - прошу вас, господин президент, принять выражение моего глубочайшего сожаления по поводу этой незаменимой утраты.

Имея честь состоять членом академии в Реймсе, я уполномочен вам передать те же чувства от совета профессоров школы Императорского Общества поощрения художеств, общества "Мир искусства" и редакции газеты "Русское слово"» [9].

Вскоре через французского посла было передано письмо с выражением благодарности от президента французской республики. Той же осенью он от лица совета преподавателей Общества поощрения художеств обращается к послу Соединённых Штатов Америки с просьбой вступиться за гибнущие от рук немецких вандалов памятники искусства.

В конце 1914 года в Обществе поощрения художеств была устроена выставка «Искусства Союзных Народов». На ней было представлено более 300 произведений различных школ живописи: французской, бельгийской, английской, польской и других, из частных коллекций, в том числе и из коллекции Н.К. Рериха, «...когда мы устраивали выставку «Искусства Союзных Народов», в которой я был председателем комитета, её главное назначение было — напомнить человечеству о сокровищах творческих, подвергавшихся опасности разрушения» [10].

Также в 1914 году Н.К. Рерих пишет плакат «Враг рода человеческого», который печатается в количестве 600 тысяч экземпляров. Плакат рассылался по воинским частям, прикреплялся к выдающимся монументальным строениям. «В середине этого изображения была фигура вандала-разрушителя, а кругом в медальонах были виды разрушенных городов. Таким образом, пикториальное изображение уже было введено в жизнь...» [11].

В дальнейшем, волею судеб, художник с семьёй оказывается в Финляндии, Англии, а затем в США. Но и в этих странах продолжает вести культурную деятельность. В 1921 году он основывает в Нью-Йорке Институт объединённых искусств, в 1922 - Международный художественный центр «Корона Мунди» («Венец Мира»). Уже после отъезда художника в Индию, в Нью-Йорке был открыт музей Н.К. Рериха. В те годы это был единственный в мире музей, посвящённый творчеству одного художника.

 

 


1. Рерих Н.К. Итоги // Знамя Мира. М.: МЦР. 1995. С. 152-153.
2. Рерих Н.К. Письмо. 6.12.1935 // Рерих Н. К. Письма в Америку. М. 1998. С. 88.
3. Рерих Н.К. Чутким сердцам // Знамя Мира. М.: МЦР. 1995. С. 133-134.
4. Сергей Эрнст. Н.К. Рерих. Петроград. 1918. С. 66.
5. Рерих Н. Старина на Руси // Зодчий. 1904. 25 июля. № 30. С. 343-346.
6. Рерих Н.К. Знамя мира. 24.09.1944 // Николай Рерих. Листы дневника. Т. III. М.: МЦР. 1996. С. 237.
7. Бушен Д. Юбилей Н.К. Рериха // День. 1915. 10 декабря. № 340. Четверг. С. 5.
8. Разрушение Реймского собора. Протесты // Русское слово. 1914. 10/23 сентября. № 207. Среда. С. 3.
9. Разрушение Реймского собора. Протесты // Русское слово. 1914.10/23 сентября. № 207. Среда. С. 3.
10. Рерих Н.К. Письмо. 6.12.1935 // Рерих Н.К. Письма в Америку. М. 1998. С. 88.
11. Там же. С. 87.

 

По материалам сборника "Пакт Рериха. Знак триединности". Составитель А.П. Соболев. СПБ.: ООО "Фирма Коста", 2005, с. 5 

    Назад  
Hosted by uCoz