Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был подписан пятнадцатого апреля 1935 года в Вашингтоне. На торжественной церемонии, происходившей в Белом Доме, в присутствии президента Франклина Рузвельта, США и представители 20 стран Центральной и Южной Америки, члены Панамериканского Союза: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Уругвай и Венесуэла, подписали документ.
Во многих центральных газетах Америки были напечатаны статьи, посвящённые этому событию, с обращением президента, представителей правительства и иностранных министров. По всему миру в газетах были опубликованы материалы, касающиеся этого исторического дня.
Выступая по радио, Франклин Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа» [1].
Во время подписания Договора Н. К. Рерих находился с экспедицией в Цаган Куре в районах Внутренней Монголии. Он вёл активную переписку и был информирован о ходе продвижения Пакта. В торжественный день 15 апреля он писал:
«В Белом Доме сегодня с участием Президента Рузвельта подписывается Пакт. Над нашим байшином [2] уже водрузилось Знамя. Во многих странах оно будет развеваться сегодня. Во многих концах мира соберутся друзья и сотрудники в торжественном общении и наметят следующие пути охранения культурных ценностей.
Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми.
Сколько бы стран ни подписало Пакт сегодня, всё равно этот день сохранится в истории как памятное культурное достижение. Начало государственное уже приложило свою мощную руку, и тем самым открылись многие новые пути для всех подвижников Культуры. Может быть, сегодня же обнаружатся и какие-либо тёмные попытки. Такой отбор Света и тьмы неминуемо должен происходить. Это не есть разделение мнений, но именно отбор созидательного и разрушительного, положительного и отрицательного.
<...> Мы столько раз уже говорили о множестве опасностей для культурных ценностей в наши дни. Теперь правительства подают нам мощную руку помощи. Мы понимаем эту поддержку как великую возможность новых достижений. Пакт не должен остаться на полке законохранилищ. Каждый памятный день Пакта должен быть лишь жизненным поводом для понятия и укрепления Знамени Охранителя.
Вот и в пустыне над пустынным байшином развевается Знамя. Но ведь пустыни могут быть очень различны. Если где-то соберётся толпа невежд тёмных, то ведь это тоже будет пустыня, безводная, бездушная, бессердечная.
Пусть Знамя развевается над очагами света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни.
Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнём сердца процветёт Знамя Культуры. Да будет!
Свет побеждает тьму» [3].
Советский Союз Договор 1935 года не подписывал. И в этом нет ничего удивительного. В неспокойное предвоенное время середины 30-х годов, осложнённое всеобщим экономическим кризисом и политическими амбициями, по-другому просто не могло и быть. Вот что сам художник писал после в своих воспоминаниях:
«При беседах о Знамени Мира помните, что наш французский Комитет через полпредство в Париже писал о Пакте Верховному - Р. Я сопроводил это представление письмом Председателю Верховного Совета Калинину. Отказа не было. Все такие подробности забываются, особенно же в силу военного времени. На Вашингтонской конференции СССР не участвовал только потому, что СССР был признан Америкой лишь в последний день конференции. Всё это забывается, а потом люди могут клеветать о неучастии СССР в Пакте. Получил ли Молотов в своё время моё письмо, посланное через парижское полпредство? Шклявер передавал его. У Вас могут спрашивать, и потому не мешает освежать память» [4].
К сожалению, Договор 1935 года не получил практического значения. В ряде стран, после заключения договора, были приняты резолюции в поддержку Пакта Рериха.
К 1936 году обстановка в Европе стала крайне напряженной. Гитлеровская Германия усиленно готовилась к войне и открыто выражала свои амбиции. «В непрочности заключённых мирных договоров уже мало кто сомневался, а темпы вооружения и разрушительная мощь средств ведения войны с каждым днём нарастали» [5].
В сентябре 1936 года в прессе прозвучало обращение Рабиндраната Тагора о сохранении мира: «...Сегодня призрак мировой войны преследует мир. Фашистская диктатура продемонстрировала всю свою милитаристскую сущность, предлагая винтовки вместо хлеба и создание новых империй вместо культурных достижений...» [6]. Многочисленные комитеты Пакта Рериха поддержали воззвание. В Калькутте под председательством Тагора был создан «Индийский комитет Лиги против фашизма и войны». В том же году выдающийся деятель и поэт подписал манифест Ассоциации прогрессивных писателей Индии, направленный Международному конгрессу мира, созванному в сентябре 1936 года в Брюсселе. Н. К. Рерих из Нагара писал Тагору:
«Мой дорогой и уважаемый друг, с глубоким энтузиазмом мы прочитали Ваш страстный призыв к миру от 5 сентября, опубликованный в газетах. Пусть эти взволнованные призывы достигнут самых отдалённых уголков мира, и да вызовут они моральный импульс к взаимопониманию и сотрудничеству, ибо без этих культурных основ истинный мир невозможен. Разрешите мне от имени нашей Всемирной Лиги Культуры и наших Комитетов Знамени Мира от всего сердца поблагодарить Вас за Вашу просвещённую и авторитетную защиту мира. Поистине, Ваше имя словно маяк возвышается над многими благородными движениями!
Думаю, что Вам будет интересно узнать, что "Фонд Рериха за мир, искусство, науку и труд" в Брюгге проведёт в октябре Международный день искусства с той же целью распространения движения за мир. Последние события в Испании вновь привлекли внимание общественности к нашему Пакту охраны культурных сокровищ» [7].
В 1937 году прошёл конгресс Прибалтийских обществ, им. Н. К. Рериха в Риге (Латвия), посвященный 50-летию художника. Делегаты высказались за принятие Пакта Рериха.
В Индии в ноябре 1938 года литературное общество города Бенареса приняло специальную резолюцию по Пакту Рериха. В Париже, перед началом Второй мировой войны, французский общественный комитет Пакта направил предложение о принятии Пакта Рериха посольствам ряда европейских государств.
Предвидения выдающихся деятелей оправдались - началась Вторая мировая война. Многолетние связи были прерваны. Дальнейшее продвижение Пакта Рериха было прекращено.
1. Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М. 1979. С. 90.
2. Здание, строение (монг.).
3. Рерих Н. К. Знамя. 15.04.1935 // Знамя Мира. М.: МЦР. 1995. С. 142-144.
4. Рерих Н. К. Письмо. 1.12.1945 // Н. К. Рерих. Письма в Америку. М. 1998. С. 601.
5. Беликов П., Князева В. Рерих. М. 1973. С. 198.
6. Митрохин Л. В. Индия: вступая в век XXI. М. 1987. С. 242.
7. Митрохин Л. В. Индия: вступая в век XXI. М. 1987. С. 243-244.
По материалам сборника "Пакт Рериха. Знак триединности". Составитель А.П. Соболев. СПБ.: ООО "Фирма Коста", 2005, с. 35 |