Ивановская областная общественная культурно-просветительская организация "Общество Рерихов "Свет"

знамя мира и культуры


Главная >> Знамя Мира и Культуры >> Литература о Пакте Рериха и Знамени Мира. Статьи, очерки, исследования >> М.Н. Чирятьев. Эволюционное значение идей Пакта Рериха и Знамени Мира

 

 

М.Н. Чирятьев

вице-президент Международной Лиги защиты культуры, г. Санкт-Петербург

 

Эволюционное значение идей Пакта Рериха и Знамени Мира

 

 

И Циолковский, и Федоров говорили о том, что человечеству предстоит осваивать космос, и прежде всего предстоит осваивать космос своего внутреннего мира. Космос внутреннего мира немыслим без солнца культуры. И не случайно, исходя из чисто научных обобщений биогеохимического развития нашей планеты и развития биохимической энергии, как называл ее В.И.Вернадский, была введена такая единая определяющая энергия. До сих пор этот термин не очень понятен отдельным представителям научных направлений. Но Вернадский пошел на такой смелый шаг, потому что нужно было понятие едино-начальной энергии, чтобы объяснить все циклы развития: от косного до живого и до разумного, до тонкого социального ноосферного состояния материи.

Обобщая все исследования этой области, он говорил, что новая форма геохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной геохимической энергией, является той формой геохимической энергии, которая в настоящее время создает ноосферу.

Создание на нашей планете культурной геобиохимической энергии является основным фактором ее геологической истории. Оно подготовлялось в течение всего геологического времени. Основной решающей процесса здесь является максимальное проявление человеческого разума, но, по существу, это неразрывно связано со всей биохимической энергией живого вещества. В другом месте он говорит, что в мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество, духовную энергию, т. е. строительство высших слоев ноосферы, которое является геологической необходимостью, подготовленной миллионами лет эволюции. Эта вся геологическая эволюция привела к высшей форме культурной энергии. Она строит сейчас эту оболочку. Без этой оболочки у нас нет нового Неба, того Неба, о котором еще говорил апостол Иоанн в Апокалипсисе в своих пророчествах.

Новое Небо и Новая Земля. Она рождается с величайшим трудом. Она рождается движением каждого кристалла, она рождается преображением куколки в бабочку. Бабочка своими радужными крыльями открывается миру всей красотой красок, собирает пыльцу, снова превращается в куколку, и цикл повторяется. Эти циклы преображения видимы везде. Можно назвать это знаком зерна.

Каждый атом, каждый минерал, слой почвы, слои восходящих по организованности миров от мхов до кедровой розы, бесконечные виды перемещающихся в пространстве биосферы организмов: планктон, стаи рыб, улитки, муравьи, пчелы, олени, львы, ласточки, чайки, племена людей - высшей энергией своей жизнедеятельности стремятся утверждать основания эволюционно более высокой сферы существования, которая, проявляясь, становится солнцем всех этих низших миров биосферы. Они всегда между собой связаны.

Разыгрывается какая-то грандиозная симфония жизни. Это сравнимо с преданием индийского мифа о пахтании Богами Океана. Из этого Океана добывается Амрита — нектар жизни. Но в этом же предании говорится о том, как Боги получили Амриту. Они брали змея Шешу, им пахтали воды великого Океана и так получили Амриту. Как только они ее получили, демоны ее украли. Украли и унесли. И там, где пролились капли этой Амриты. возникли священные города в Индии. Почему до сих пор так случается, что демоны воруют самое сокровенное? Где эти демоны? Наверное, эволюция, космос, культура — этот внутренний мир человека имеет и своих богов, и, к сожалению, своих демонов.

Вспомнилась такая взаимодополняющая, но в чем-то противостоящая между великим олимпийцем Гете, который, как вы помните, был естествоиспытателем, занимался морфологией растений, сравнительной анатомией животных, проблемой света, разных состояний материи, и Владимиром Соловьевым - тоже гигантом, мыслителем-космистом, одним из родоначальников философии всеединства, певцом Софии. Соловьев говорил, что Гете не всегда хотел сойти с прекрасных высот Олимпа, уйти от этого лучезарного солнца, от этой красоты бытия, которую прекрасно выражал в своих грандиозных поэтических формах.

А вот русская поэзия, русская традиция - это, в первую очередь, Ф.М.Достоевский и Ф.И.Тютчев - говорили не только об этих высотах, высотах надземных, не только о дне. Ф.И. Тютчев писал:

«День - сей блистательный покров -
День земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!»

Но говорилось и о том, что этот день кончается, наступает ночь, что в этой ночи покров таинственный духов над бездной безымянной, покров златотканый срывается.

«И бездна нам обнажена
Своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот от чего нам ночь страшна!»
И что этой ночью происходит?
«О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь бездумно?
Что значит странный голос твой
То глухо жалобный, то шумно?
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди -
Под ними хаос шевелится!..»

Хаос — первобытный корень материи. Вот этот вечный враг порядка. Но это одновременно та глина, из которой надо созидать. Ведь она есть и в сознании. Она есть в тонкой оболочке материи культуры, о которой мы говорим на форуме. Из чего это все строится? Эта материя строится из энергии зерна, которая порождает ткань. Откуда мы добываем эту ткань? Это происходит в тонких слоях невидимого мира, в тонких энергиях. Мы пропускаем их через себя, пропускаем через мысль, через свое сознание. Психическая энергия - это единоначальная, духовная, огненная сила, пропущенная через нашу мысль и сознание. Она не будет психической, если она не пропущена через определенную область сознания и самосознания, и когда начинается самосознание, тогда начинается самодействие психической энергии. Самосознание может быть не только у человека, но и у более низших форм. Вы знаете, как реагируют растения иногда. Это очень важный момент самоорганизации биосферы и ноосферы. Вы, конечно, знаете, что в естественных условиях природной среды, а Вернадский говорил, что немыслимо представить себя вне этой среды (вне космоса), каждый пруд будет самоочищаться, каждый участок леса, растительности имеет в себе эти силы самоочищения, потому что работает содружество очень многих и многих живых существ.
Да, действительно, более высокие живые существа, давая свою энергию, помогают ускорению эволюции для развития биогеохимического более низших существ, и одновременно работает эта самая самоорганизация.

Л.В.Шапошникова назвала культуру системой духовной самоорганизации духа. Это очень верное определение. Если мы через это поймем связь от роста минерала до мыслеформы, до ее творчества, то сможем ответить на коренные вопросы, почему сейчас происходит разрушение культуры, откуда поднимается этот хаос. Почему мы сами в себе и в детях, которых мы воспитываем и которым желаем добра, иногда пробуждаем этот хаос? Почему иногда в социальной сфере возникают моменты, когда пробуждаются «бесы» Достоевского? Откуда они берутся? И Живая Этика об этом говорит, да и литература полна такими примерами.

Вы знаете о невежестве, об эгоизме, о самости. Вы знаете об этом тормозе нашего духовного роста. Но одновременно в XX веке в небывалом масштабе встал вопрос, который тоже заострил В.И.Вернадский, и из своей социально-культурной духовной обобщенности был явлен Живой Этикой и, прежде всего, ярко выражен в книге «Община». Из отдельных фрагментов человечества, из отдельных самосознающих «я», которые являются прямыми наследниками растительного мира, человечество как единое совокупное стало выступать на арене мировой вселенской эволюции. Планета Земля подошла к такому уровню развития ноосферы, когда все человечество стало выступать как единый организм. Например, скорость достижения научной мысли, когда мы стали объединены и системами телекоммуникаций, и попыткой утвердить единое денежное обращение, или даже экспансией, и небывалыми скоростями передвижения, которые дали сознанию другие масштабы ощущения своего единства. Материки стали как бы ближе, люди стали как бы зависимы друг от друга.

Мир стал более хрупок из-за этих скоростей, потому что сознание чаше всего использует это в эгоистических целях. Произошла глубокая подмена принципа Иерархии, где духовное солнце, этот стимул развития, фокус, к которому должен идти каждый человек и человеческое сообщество, был подменен материальными ценностями, эгоистическими положениями, планами отдельных стран (теория золотого миллиарда, избранность). А избранные — это, естественно, более богатые, более состоятельные народы, остальные должны им прислуживать. И это не просто теория, она становится реальностью, когда целые страны и народы заставляют быть не более чем работниками сферы обслуживания, когда разрушается собственная экономика, намеренно разрушается, чтобы из этих стран сделать рынки сбыта, и вкладываются в это деньги. И вкладываются деньги в то, чтобы сажать на командные посты наиболее серых, неглубоких людей, ибо они будут выносить блюдечко с голубой каемочкой с золотым ключиком за океан.

Понимаете, доктрина, которую в свое время объявил еще Бисмарк и против которой высказывался Ф.И. Тютчев, - это доктрина единства через насилие. Федор Иванович писал:

«Единство возвести в оракул наших дней,
Быть может, спаяно железом и лишь кровью,
Но мы попробуем спаять его любовью,
А там увидим, что прочней».

Вернадский, который, казалось бы, создал новую научную картину мира, при этом говорит, что наука не держится на одной лишь логике. Логика не является критерием способа познания научной истины. Научная истина - это составляющая и Религиозной, и философской, и социально-психологической мысли, и всего того, что мы называем культурой. Именно поэтому одним из духовных значений Знамени Мира Н.К.Рерих утверждал единство духовных учений, искусства и науки, в общем-то, культуры. Этот общий круг культуры неразрывен, он злостен. Да, мы порой теряем душевность, и наступает то, что Николай Константинович называл окостенением, косностью, т. е. человечество добровольно подменяет принцип Иерархии, возвращается в костное состояние материи. Закостенеть может мысль, очерстветь может душа, и тогда начнутся уже физические и телесные изменения.

Есть как эволюция, так и инволюция. Окостенение порождает и равнодушных людей, с молчаливого согласия которых творятся самые жестокие преступления, но в то же время оно и создает определенную почву, через которую молодые, мощные творческие силы прорываются, как прорывается подорожник через асфальт в стихотворении Ахматовой, потому что есть закон эволюции, есть закон сроков, есть накопленные человечеством отложения высших энергий на всех рукотворных и мыслетворных созданиях человечества. Это то, о чем Флоренский говорил как о приматосфере, как отложение вещества, вещественных образований, проработанных духом предметов искусства. Это то, о чем Святослав Николаевич Рерих говорил, что полотна великих художников имеют в себе огромную энергию, более высокую, чем атомная энергия. Как выявляется, та энергия востребуется резонансом творчества у всех, кто может творчески воспринимать великие произведения искусства.

Это окостенение ведет к тому, что в Эрмитаж приходят толпы людей, чтобы только отметиться у полотен, чтобы сказать, что они там были. И очень немногие загораются внутренним творчеством через сопричастность к величайшему единству этого огня, который когда-то был воспринят Леонардо да Винчи, Тицианом, Рафаэлем. Огня, который неуничтожим, который передается любому, кто умеет смотреть духом на порождение духа, хотя это порождение духа проявлялось через руку, через кисть, через краски, через мысли, через образы.

Извечное противостояние красоты и хаоса. На какой бы ступени эволюции ни стояло человечество или любые другие формы сознательной жизни, всегда это противоречие будет, ибо хаос является строительным материалом Космоса. Даже в немыслимых формах существования жизни все равно эти противоречия будут.

И если на определенном этапе, когда открываются возможности для духовной эволюции человечества, мы сами не сможем в себе преодолеть те пределы хаоса, которые исторически и эволюционно человечество должно было преодолеть в отложенные ему периоды, но не преодолело, если мы не выйдем из этого болезненного состояния ноосферы, в которое мы вступили, то нет гарантии, что наша Земля сохранится. Конечно, есть на это надежда, и вы знаете, какие обетования, какие пророчества и какая надежда на Россию и славянские страны.

Вы знаете, какое значение имеет единение с Россией. Это, конечно, касается, в первую очередь, тех, кто был в этом единении, бывших республик Советского Союза, это касается стран Востока, наверное, за ними будущее. Восток, в отличие от Запада, не ушел от культуры отношений с внешней средой, где органичны в этой культуре сам человек, его творчество, целостность бытия, его философское мировоззрение. А на Западе произошло трагическое разделение цивилизации и культуры. Именно временно, на каком-то этапе являющиеся прогрессивными достижения технической и научной мысли, когда разум стал преобладать над сердцем, над относительным синтезом, относительным единством, превратились в подмену, и тогда все остальное - только следствие. Если нарушен принцип Иерархии, то никакие силы, никакие деньги, никакое оружие не смогут предотвратить этого взрыва формы, лишенной эволюционного содержания.

Мы находимся сейчас в периоде, когда на наших глазах лопаются формы, лишенные эволюционного содержания. Это касается жизни каждого из нас. Кто-то подошел к этому, кто-то на подходе, кто-то может посмотреть на своих ближних. Это формы организаций, это формы сообществ, это государственная форма, это форма целых стран и целых народов. Иногда нужны стихийные силы, такие как смерч. Да, конечно, это бедствия, но это разрушение определенной формы. Мы сами вызвали огонь на себя, мы сами не совладали с этим хаосом. Почему? Потому что более высокая энергия, энергия культуры, которая могла преобразить даже такую стихийную силу, оказалась недостаточной, потому что эти высокие энергии были подменены и направлены на вражду друг с другом, а не на любовь, о которой говорит Тютчев, не на созидание. Нет энергии выше любви, нет заповедей во всех духовных учениях, которые бы не говорили о том, что было сформулировано Христом: "Возлюби ближнего как самого себя".

Только для этого нужно понять самого себя, понять свое высшее "Я", а не говорить о своей же внешней оболочке.

С кем отождествляет ребенок себя? У ребенка еще только через какое-то время после становления его личности возникает разделение ума. Он отождествляет себя с матерью. Он живет в поле матери. Он защищается этим полем. Он верой своей и любовью причастен к ней. Мать держит эту хрупкую ткань воплощенного тела.

Женщина держит хрупкую ткань культуры. Женщина держит Знамя Мира. И в этом Знамени нет различий между прошлым, настоящим и будущим. Потому что мыслью мы творим будущее, даже когда мы сейчас говорим о значении Знамени Мира и Культуры для человечества, мыслью находимся уже в этом будущем.

Все очень относительно, все очень подвижно. Поэтому будущее, преображенное наукой, будет больше связано с буддизмом и с Ведантой. Учение Вернадского тому свидетельство. Вот эта психологическая относительность бытия имеет тем не менее строго выраженную Иерархическую основу, имеет зерно духа, имеет тот вечный огонь, который неуничтожим. Об этом говорит Веданта, об этом говорит закон единства, который пронизывает стержнем всю индийскую мысль. А сознание наше - вот эти вторичные оболочки, те формы этой биохимической энергии, которые предстоят в более низших формах. Это только оболочки зерна. Они постоянно меняются, как пламя, которое окрашивается разными цветами, когда вносишь туда разные составляющие, разные творческие энергии. Оно может окрашиваться прекрасными цветами, оно может создавать эту хрупкую ткань, но если есть зерно, если есть смысл роста, духовного преображения этого зерна, если есть цикл, о котором мы говорили в связи с бабочкой, тогда путь зерна становится путем всего человечества. Мы должны ощущать себя как единое целое, ответственное за судьбу нашей планеты. Недаром Учение говорит, что синтез следует понять как прибор лаборатории жизни. И сейчас ум, разум человеческий, высшие формы мысли выходят из этого кошмара, в который поставила его обреченная цивилизация прошлого. И он вступает в одухотворенные степени синтеза. И этот ум, который вступает в культурные, одухотворенные степени синтеза, становится морально-этическим, обобщающим, уравновешенным и, главное, готовым к сотрудничеству с Иерархией. Ибо эта Иерархия есть в каждом кристалле, эта Иерархия есть в каждом сердце, ибо без этой духовной Иерархии, венцом которой при строительстве ноосферы является культура, немыслимо творческое преображение, ведущее нас к будущему.

Как защитим живую ткань культуры. Материалы Международного общественного форума, посвященного 70 летию Пакта Рериха и Знамени Мира. Москва. 2006.


    Назад В оглавление раздела
Hosted by uCoz