Делегаты Второй конференции Пакта Рериха. Гранд Отель. Брюгге. Бельгия. Август 1932 г.
Н.К.Рерих. Мадонная Орифламма. 1932 г. |
С 8 по 9 августа 1932 года в городе Брюгге состоялась Вторая международная конференция Пакта Рериха. В её работе приняли участие представители от многих стран и общественных организаций. Во время её работы была устроена выставка фотографий древних городов и памятников, которые в первую очередь подлежат охране. Более 6 тысяч фотографий из 23 стран были представлены на всеобщее обозрение. Сам Н.К. Рерих в прошедших конференциях не участвовал. Обращаясь к представителям и делегатам, он писал: «Со времени Первой конференции не прошло и года, как из целого ряда стран поступили сведения о новых прискорбных и незаменимых уничтожениях как предметов искусства, так и книгохранилищ. Эти печальные знаки ещё раз напомнили всем нам, насколько сама современность, сама жизнь требует обращения внимания на защиту памятников Творчества Человечества.
При этом можно было ещё раз убедиться, что хотя и военное время жестоко угрожает Памятникам творчества, но и вне официальной войны, при прочих потрясениях человечества, эти памятники подвергаются не меньшей опасности. <...>
Все чуткие умы мира понимают серьёзность настоящего положения. Только что выдающиеся умы заметили о необходимости построения Ноева ковчега, ввиду несомненных опасностей, окружающих человечество. Об этих опасностях замечали все культурные водители. Из разных стран, при самых разных обстоятельствах приходили эти зовы Кассандры. <...>
Не может быть такой страны, которая бы заявила, что она не желает ещё раз озаботиться сугубым хранением своих истинных Сокровищ. Не может быть настолько огрубевшего сердца, которое бы не желало понять, что государственный расцвет приходил вместе с расцветом высоких Начал Цивилизации и Культуры. Таким образом, не могу предвидеть, где же могут быть сознательные противники нашего общего желания процветания Цивилизации и Культуры, и, прежде всего, Охранения Памятников — Истинных Сокровищ Духа человеческого!» [1].
На конференции было принято решение создать в Брюгге специальное учреждение — Фонд имени Рериха для всемерного содействия проведению в жизнь идей Пакта, а также был разработан план продвижения Пакта и обращения к различным государствам с целью при-знания Пакта Мира как международно-правового документа.
По решению конференции были налажены постоянные контакты с Международным комитетом по делам искусств и Бюро конференции по ограничению вооружений.
Одновременно в городе Брюгге, по инициативе Камилла Тюльпинка, был основан музей имени Н.К. Рериха, посвящённый Миру, Искусству, Науке и Труду. «Отмечая заслуги города Брюгге в продвижении Пакта Мира, а также то, что Брюгге первым воплотил величественный план мира через культуру, и впредь будет стоять на страже мира, Рерих подарил вновь образованному музею 18 своих новых, исполненных возвышенного духовного настроя картин» [18]. Среди них были: триптих "Мадонна Орифламма" (1932), "София — Премудрость" (1932), "Священные пещеры" (1932) и другие картины, в которых Н.К. Рерих выразил идею Пакта и Знамени Мира.
Символ Знамени – знак Триединства встречается также на многих других его живописных полотнах, написанных в 1920-1930-х годах: "Сокровища мира - Чинтамани" (1924), триптих "Fiat Rex!" (1924), "Пакт Культуры" (1931), "Знамя Мира" (1931), "Святой Сергий Радонежский" (1932), "Sancta Protectrix" (1933), "Меч Мира" (1933), "Белый камень" (1933), "Мысли огненные" (1934), "Оттуда" (1936), "Знаки Чинтамани" (1937)...
Картина «Мадонна Орифламма» изображает сидящую Мадонну, которая держит в руках развёрнутое Знамя Мира. В 1933 году Н.К. Рерихом была написана картина «Святая Покровительница» - Богородица со знаком Знамени Мира на груди, раскинувшая покрывало своего плаща над западными городами. Эти величественные женские образы, по замыслу Н.К. Рериха, являлись Святыми Владычицами и Покровительницами Знамени Мира.
1. Рерих Н.К. Второй конференции Международного союза Пакта охранения памятников искусства и знания — привет! // Знамя Мира. М.: МЦР. 1995. С. 84-85.
"Пакт Рериха. Знак триединности". Составитель А.П. Соболев. СПБ.: ООО "Фирма Коста", 2005, с. 25. |