|
Идея договора в защиту культуры (Пакт Рериха), подписанного 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне американскими государствами при участии наблюдателей из европейских стран, принадлежала русскому художнику и гуманисту Н.К.Рериху. В дни войны и в мирное время договорившиеся между собой страны обязывались охранять объекты культуры от вандализма и оказывать им покровительство и уважение. Структурно договор состоял из нескольких статей, которые учреждали необходимые меры для подобного покровительства. Так, исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения признавались «на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений» [1]. Договором предусматривалась также со стороны каждого из государств регистрация памятников и учреждений, на которые будет распространяться покровительство воюющих сторон. Уважением и покровительством обеспечивались сотрудники названных учреждений, о чём было заявлено впервые в международной правовой практике.
Призывая к охране исторических памятников, Н.К.Рерих руководствовался тем, что без прошлого невозможно будущее. Он изучал культуру России, Запада и Востока не только как художник, но и как историк, археолог, философ и понимал, что, лишь обращаясь к накопленному опыту и достижениям, человечество может создавать новые культурные формы, поиск которых сохранит преемственность и явится импульсом к последующему развитию жизни. «Из древних чудесных камней, — призывал Рерих своих соотечественников ещё в начале XX века, — сложите ступени грядущего» [2]. Отношение художника к бесценным свидетельствам прошлых эпох выражалось не в холодном почитании их вековой ценности и любовании ими. Оно предполагало активные действия по каталогизированию и изучению памятников старины, в которых запечатлелось творчество многих поколений. Это творчество было свидетельством знаний народа, стремлений его души к красоте, было выразителем культуры народа.
Глубокое знание прошлого помогло Рериху увидеть, что в человеческой истории развитие важнейших направлений жизни было связано с культурой. Она определялась для него тем положительным, духовным, созидательным, что помогало человеку совершенствовать свою природу. «Культура, — писал Рерих, — есть красота во всём её творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. <...> Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живёт во всём мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа» [3]. Рерих чётко разделял понятия культуры и цивилизации и в последней видел лишь «гражданственное, общественное строение жизни» [4]. Если цивилизация может погибать или разрушаться, то культура, по глубокому убеждению Рериха, погибнуть не может, так как её основа духовна, и именно она определяет качество человеческой жизни и наполняет смыслом цивилизацию.
Идея Пакта выходит за границы правового документа и содержит в себе целостную концепцию защиты культуры. Особенность этой концепции состоит в том, что впервые перед человечеством была поставлена задача не только охраны исторических памятников и культурных учреждений, но и задача постижения эволюционной роли культуры, идеалы которой выражены в богатом материальном наследии прошлого.
Практическое осуществление идей Пакта
Пакт в представлении Н.К.Рериха должен был обладать широкой возможностью действия. Предлагая мировому сообществу идею защиты памятников культуры, Рерих понимал, что никакие договоры, заявления, декларации или обязательства сами по себе не спасут наследие человечества от разрушения, пока в общественном сознании не утвердится мысль о значимости творений человеческого гения. Никакие приказы не запретят войну, как невозможно запретить злобу или ложь. Он считал, что «терпеливым напоминанием о высших сокровищах человечества можно сделать эти исчадия тьмы вообще недопустимыми, как порождения тёмного невежества» [5]. Он был убеждён, что нужны действия, что нужно поднимать общественность, так как одного государственного решения не бывает достаточно; что нужно, наконец, создавать традиции культуры, чтобы вытеснить из жизни понятие войны. Таким образом, Пакт обретал и глубокое символическое значение: за ним стояла жизнь и возможность лучшего будущего для всех стран и народов.
В своих многочисленных статьях и воззваниях [6] Рерих разворачивает целую программу действий по реализации идей Пакта в жизнь. Он говорит о целях Пакта и его задачах, провозглашая самую желанную для народов цель — мир. Рерих стремится привести человечество к миру, так как только в мире, где нет войн и насилия, человек может получить безграничные возможности для своего всестороннего развития, главным образом для нравственного и духовного. Но к подлинному миру, по его убеждению, можно прийти лишь через культуру. «Понять истинное значение мира, — писал он ещё в 1922 г. в статье “Новая эра”, — невозможно, пока человечество не постигнет различия между “механической цивилизацией” и грядущей Культурой духа. Даже приблизительное понимание основ истинной культуры совершенно преобразит жизнь и создаст необычайные условия для всех блестящих открытий, суждённых человечеству» [7]. Рериху доведётся быть свидетелем трёх революций и двух мировых войн, и, явно предчувствуя грозные времена, он уже в первые десятилетия XX века тщательно продумывал идею Пакта и как правового документа, и как системы нравственного возрождения народов.
Пакт Рериха так же многогранен, как и сама культура, для защиты которой он был создан. Множество его взаимодополняющих и взаимопересекающихся функций охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Среди этих функций:
Гуманистическая. Пакт Рериха обращён к человеку. Заложенные в нём идеи способствуют развитию человека как творца культуры и дают ему надежду на лучшее будущее.
Идеологическая. Пакт предполагает утверждение идеи культуры как ведущей творческой идеи, влияющей на качество жизни.
Законотворческая. Являясь международным правовым документом, Пакт обеспечивает уважение и охрану культурных ценностей и в военное, и в мирное время, т.е. всегда и постоянно, без условий и без ограничений.
Ценностная. Пакт предполагает развитие в молодом поколении понимания «ценности творчества, выразившегося в бессмертных созданиях» [8], что позволит, по мнению Рериха, открыть «пути к истинному прогрессу» [9]. Рерих полагал, что необходимо не только всемерно охранить культурное наследие, но и оценить его по достоинству, чтобы тем возвысить человеческий дух.
Педагогическая. Пакт предполагает воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира. Рерих говорил о том, что нужно «зажигать» сердца понятиями героизма и подвига, мужества и беспредельного творчества, которые дадут молодёжи духовное здоровье, что уже будет являться ступенью к культуре.
Патриотическая. Пакт призывает уважать историю народов, учит любви к Отечеству, его подвижникам и героям. Пакт, в представлении Рериха, должен служить воспитанию ответственности человека за жизнь, за свою Родину, за будущее мира. «Каждый человек, — писал он, — каждый член семьи человеческой несёт на себе ответственность за мир во всём мире. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества» [10].
Просветительская. Пакт предполагает через лекции, опубликование разъясняющих и призывающих статей, выступления и манифестации утверждать в общественном сознании необходимость охраны культурных ценностей.
Коммуникационная. Пакт предполагает широкое сотрудничество народов во всех областях знания и искусства, а также совместный учёт «религиозных, художественных и научных ценностей» [11], что приведёт, по мысли Рериха, к взаимоуважению, лучшему знанию народами друг друга и утверждению достоинства каждой нации.
Охранительная. Пакт предусматривает провозглашение городов-музеев, которые будут лишены военной индустрии и военных условий и будут признаны неприкосновенными во время войн и международных конфликтов.
Миротворческая. Пакт предполагает, что понятия культуры и мира неразделимы, что «культура и мир являются священным оплотом человечества» [12]. Это значит, что вне культуры мира быть не может. Но мало провозгласить мир, подчёркивал Рерих. Благосостояние народов не достигается декретами, поэтому «нужно разоружиться в сердце и в духе» [13]. Именно сердце, говорил он, должно согласиться на сотрудничество, на разоружение. Отсюда следует большая задача на будущее — воспитание у человека не только интеллекта, но и сердца.
Объединительная. Пакт ставит своей целью содружество народов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть единое культурное достояние, которое может быть использовано ими в целях мира и прогресса, прежде всего духовного.
Организационная. Пакт предполагает распространение и утверждение своих культурных целей через учреждение всемирного дня Культуры, когда одновременно во всех храмах, школах и образовательных обществах пройдут культурные акции, напоминая людям «об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни» [14].
Повсеместной организацией разных форм приобщения человека к культуре должны, по убеждению Н.К.Рериха, заниматься комитеты, кружки, общества, создаваемые теми, для кого понятие культуры наполнено конкретным содержанием и служение ей стало жизненной потребностью. Комитеты и общества, способствуя проведению идей Пакта в жизнь, должны ставить своей целью убедить местные правительства в необходимости ратификации Пакта в государственном масштабе.
Большую роль в организации народных движений за реализацию идей Пакта Рерих отводил Всемирной Лиге Культуры [15], которая представляла собой союз культурных, научных и художественных обществ и учреждений по всему миру, включая отдельных личностей, работающих в культуре. Был разработан устав Лиги, определена работа десяти её отделов [16] и круг их задач, главная из которых — консолидация усилий мировой общественности в направлении утверждения идей мира и культуры, для свободного сотрудничества народов и культурного строительства. Устав Лиги предваряло краткое воззвание: «Во имя истинного мира. Во имя объединения культурных сил. Во имя охранения творческих сокровищ от тёмных сил разрушения. Во имя просвещения народного учреждается Лига» [17]. Далее следовало определение статуса организации: «Всемирная Лига Культуры есть кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей» [18]. В параграфах указывались условия вступления в Лигу, её высшие органы (Совет и конференции) и задачи.
Сочетая слово и действие, Н.К.Рерих за короткий исторический срок сумел показать, что идея культуры даже в мировом масштабе является не отвлечённостью и абстракцией, а реальностью жизни и творчества. По количеству созданных в 1930-е гг. в Европе, Америке и Азии культурных организаций, просветительных обществ и комитетов, содружеств, клубов, движений [19], пропагандирующих идеи Пакта Рериха и осуществляющих творческую деятельность, можно говорить о его феномене.
Символ Пакта — Знамя Мира
Для покровительства и защиты объектов культуры во время военных действий Рерих предложил символ, названный им Знаменем Мира. Это Знамя, на котором присутствовала древняя символика Триединства, должно было во время военных действий подниматься над «музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами» [20], символизируя нейтральную территорию. Знамя, по его мысли, не будет умалять и нарушать ничьих мирных интересов, а, напротив, возвысит в общественном сознании миротворческое значение культурных сокровищ. Идея мира, таким образом, обрела своё Знамя и символ, история которого уходит корнями в глубокое прошлое...
Рерих не случайно выбрал для Знамени знак Триединства. Прежде всего, потому, что он оказался одним из древнейших. Его знали и использовали в Египте, Греции, Индии. «Следуя в глубины неолита, — писал Рерих, — мы находим в гончарных орнаментах тот же знак» [21].
Символ Триединства оказался одним из самых распространённых. Он был известен на всех континентах и материках. «Знак <...>, — писал Рерих, — широко известен по многим странам Востока. <...> На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлён в виде большой нагрудной фибулы» [22]. Рерих встречал его на священных изображениях в Средней Азии, в храмах Индии и Китая, среди петроглифов Монголии.
Кроме того, знак по сути своей имел отношение к определённому мироощущению человека, к духовным поискам Высшего начала бытия. Рерих отмечал, что, «когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру. В разном устремлении к Высшему сознание объединялось на тех же ступенях» [23]. Действительно, в своём поиске истины, в желании «выразить наивысшее» [24] человечество нашло символы, которые отвечали этим стремлениям, и один из них — знак Триединства, на который обратил внимание Рерих. Он отмечал, что в разные века знак трактовался как «прошлое, настоящее и будущее», «религия, искусство и наука», «истина, красота и справедливость», «мировое единение» [25]. И поскольку знак обращает разных людей исключительно к добрым мыслям, то это благо.
В этом знаке для Рериха содержалась та культурная идея, которая пришла на Русь из Византии и несла в себе концепцию духовной жизни народа. Идея божественной Троицы, которую русский философ о. П.А.Флоренский выразил как «живоначальное единство, осуществляемое духовным подвигом любви и взаимного понимания» [26]. Именно эта идея помогла несколько веков назад Преподобному Сергию объединить русские земли, воспитать характер народа, укрепить в нём идеалы общего блага и подвижничества. Для Рериха символ заключал в себе собирание и духовное единение народов на принципах блага, красоты и знания, что должно было послужить широкому сотрудничеству, ведущему народы к миру, а значит, и к будущему.
Сравнивая символ Знамени Мира с символом Красного Креста, который внёс в жизнь стимул человеколюбия и напомнил миру о сострадании, Рерих был убеждён в том, что Знамя Мира, направляя мысль человека к понятиям творчества, красоты, знания, будет служить развитию и обновлению жизни. Оно будет вносить «стимул уважения ко всему, что создаёт эволюцию человечества» [27]. Из этого следует, что не только памятники культуры должны быть охраняемы, но и сам человек, его жизнь должна быть неприкосновенной и ценной, так как человек — созидатель красоты, источник и проводник идей культуры.
Заложенные в Пакте идеи обращали умы людей к познанию истории человечества и намечали дальнейшие пути эволюции, помогали философски осмыслить явление культуры, её значение и регламентировать действия политиков во время войны и мира. Под Знаменем Мира Н.К.Рерих, великий гуманист, сумел объединить прошлое, настоящее и будущее в контексте культуры как основы человеческого бытия. В Пакте «как в фокусе сошлись все основные линии, связанные с развитием человеческого общества, — отмечает академик РАЕН Л.В.Шапошникова. — <...> Символизируя собой связь времён, Пакт как бы закреплял своими параграфами ту культурную преемственность, без которой не может существовать эволюция человечества» [28].
Всеобъемлемость замысла Рериха, его международность и гуманистическая направленность нашли отклик у многих и многих людей в разных странах. «Драгоценно наблюдать, — писал Рерих в письме г-ну К.Тюльпинку [29], — сколько исключительных симпатий вызвало наше предложение во всех концах мира. Вы будете рады узнать, что не только Правительства и отдельные представители Культуры, но и многомиллионные Общественные Организации вдохновились нашею идеей. <...> Так, идея охранения Культуры поддерживается общественным мнением» [30]. В своей статье «Продвижение» (1935) Рерих приводит множество приветствий в честь Пакта, которые были сделаны политиками, деятелями науки и искусства, представителями широкой мировой общественности. «Большое ручательство, — с удовлетворением отмечает он, — заключено в этих пожеланиях, приветствиях и утверждениях делегатов правительств и глубоких авторитетов международного права. <...> Вспомним, что их было тысячи, имевшие за собою миллионы людей. После сказанного, кто же может сказать, что охранение культурных ценностей для него несущественно» [31]. Так, в 1930-е годы идеи Пакта становились близкими сердцам многих и многих людей во всём мире, которые подняли широкое движение в его поддержку.
После Второй мировой войны деятельность международной общественности в поддержку Пакта [32] вновь активизировалась, и впоследствии его основные положения легли в основу Заключительного акта Гаагской конвенции 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» [33]. Конвенция во многом дополнила юридические положения Пакта: она дала более подробное определение культурных ценностей, которые обеспечивались иммунитетом в военное время, оговорила подготовку к их охране в мирные времена, а также действия персонала, призванного следить за тем, чтобы данные ценности уважались. Особо обговаривались действия по специальной защите и перевозке культурных ценностей, а также санкции за нарушение конвенции. Эту конвенцию в Гааге подписали представители нескольких десятков европейских стран, и прежде всего Советский Союз. Она действительна до сегодняшнего времени и является основополагающим документом в деле защиты культурного достояния человечества, определяя меру международных отношений в послевоенном мире. Конвенция в Гааге послужила стимулом для создания новых правовых актов в защиту не только культурного достояния человечества, но и природного наследия — уникальных природных ландшафтов, экологии планеты в целом.
В 1999 г. на международной конференции в Гааге был принят документ, названный Вторым протоколом к Гаагской конвенции 1954 г. В нём общественность закрепляла создание «системы усиленной защиты специально выделенных категорий культурных ценностей» [34]. Однако исходя из убеждений Н.К.Рериха, можно констатировать, что никакие усиленные меры не смогут помочь, пока человечество не осознает понятие культуры во всей её глубине и значимости. И здесь мы снова должны возвратиться к Пакту Рериха и к самому главному в нём — Знамени Мира.
Конвенция в Гааге, взяв за основу внешнюю сторону Пакта Рериха (защита культурных ценностей), заменила Знамя Мира, которое являло собой внутренний или духовный аспект Пакта, на другой символ [35], не имеющий подобной исторической и духовной значимости. Он не отвечает глубинному значению Пакта, призыву к единению народов в понимании культуры как эволюционного явления. Гаагская конвенция утратила творческую энергию символа Пакта Рериха, который раскрывал, во имя чего нужно сохранять культурные ценности, как связаны между собой культура и эволюция человека.
Своим Пактом Н.К.Рерих практически предлагал способ духовного выживания человечества во времена войн и мировых конфликтов, а также путь дальнейшего развития, и в нём, что самое ценное, не был забыт духовный мир человека. А для человека широко открывались двери к знанию и красоте, что, по мысли Рериха, является краеугольными камнями культуры, а мысль человека была направлена в будущее, к творчеству, сотрудничеству, миру, пониманию высшего смысла бытия. Во время Второй мировой войны Пакт не работал, поскольку правительства европейских стран его не подписали, и вся трагедия войны подтвердила, насколько он был необходим. Пакт помог бы сохранить не только безвозвратно утраченное культурное наследие, но и человеческие жизни. Однако именно военные круги ряда европейских стран, не подписавших Пакт в 1935 г., высказывались против него, — потому, что этот Договор связал бы им руки, препятствовал бы военным действиям. Со своей стороны Н.К.Рерих говорил о том, что Пакт именно призван помешать военным действиям, так как война является по своей природе человеческим безумием. Голос Рериха не всеми политиками был услышан, и его мысль о культуре не всеми была принята. Но он был убеждён, что со временем люди снова вернутся к гуманистическим идеям Пакта, потому что не сможет «человечество процветать без знания величия культуры, Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему...» [36], ибо «в нём содержатся все устои культуры» [37].
Международная конвенция об охране нематериального наследия, принятая в Париже на 32-й сессии ЮНЕСКО в 2003 г., и состоявшаяся в 2004 г. в Сеуле конференция ИКОМ [38] «Музеи и нематериальное наследие» сделали первые шаги к возрождению международного понимания духовной основы культуры, дав определение тому наследию [39], которое составляет основу человеческой жизни и проявляется в устных традициях, исполнительских искусствах, обычаях, обрядах, празднествах, традиционных ремёслах, в знаниях о природе и Вселенной. Конвенция стремилась определить стимул будущего развития всей мировой цивилизации как жизненной системы, принимая во внимание «неоценимую роль нематериального культурного наследия в качестве фактора, способствующего сближению, обменам и взаимопониманию между людьми» [40]. Всё это подтверждает, что концепция культуры Н.К.Рериха находит своё место в нашей современной жизни. Несомненно, это поможет человечеству в его поисках пути от войны к миру, и Пакт Рериха спустя годы выполнит своё назначение.
1. Знамя Мира. М., 1995. С.317.
2. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С.268.
3. Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С.15.
4. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994. С.109.
5. Знамя Мира. С.106.
6. Статьи Н.К.Рериха 1930-х гг., посвящённые Пакту: «Культура», «Прекрасное», «Духовные сокровища», «Преображение жизни», «Женщинам», «Корни культуры», «Собирание», «Мудрость радости», «Здоровье», «Сожжение тьмы», «Знамя Мира», «Зов о культуре», «Творящая мысль», «Хвала художникам», «О культуре и мире моление», «Ценность прекрасного», «Охраните!» и многие другие.
7. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С.27.
8. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С.258.
9. Там же.
10. Рерих Н.К. Химават. Самара, 1996. С.107.
11. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С.256.
12. Знамя Мира. С.105.
13. Знамя Мира. С.89.
14. Там же. С.106.
15. Всемирная Лига Культуры, созданная Н.К.Рерихом в начале 1930-х гг., просуществовала до начала Второй мировой войны.
16. Отделы Всемирной Лиги Культуры: мира, духовного совершенствования, науки, искусства, материнства и воспитания, ремесла и труда, кооперации и промышленности, охраны и безопасности, землеустройства и строительства, здравоохранения.
17. Рудзитис Р.Я. Культура / Держава Рериха. М., 1994. С.187.
18. Там же.
19. Количество культурных организаций насчитывалось не менее сотни.
20. Знамя Мира. С.103.
21. Знамя Мира. С.166.
22. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т.1. М., 1999. С.202–203.
23. Там же. С.202.
24. Там же.
25. Рерих Н.К. Письмо A.M.Асееву от 20.12.33 г. / Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев A.M. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. Т.2. М., 1996. С.28.
26. Флоренский П. Вопросы религиозного самопознания. М., 2004. С.199.
27. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С.71.
28. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры / Защитим культуру. Материалы общественно-научной конференции, посвящённой 60-летию Пакта Рериха. М., 1996. С.85.
29. Камилл Тюльпинк — председатель Королевского общества охраны памятников в Бельгии, председатель Международного союза за Пакт Рериха, созданного в 1931 году, инициатор проведения Первой и Второй Международных конференций в поддержку Пакта в Брюгге.
30. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С.71.
31. Знамя Мира. С.151.
32. В 1946 г. его одобрила Всеиндийская конференция культурного единства, а в 1948 г. — правительство независимой Индии во главе с Д.Неру. В 1950 г. комитет Пакта в Нью-Йорке направил всю документацию в ЮНЕСКО.
33. Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М., 2002. С.5.
34. Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. С.38.
35. Знак представлял собой щит, заострённый снизу и разделённый по диагонали на четыре части, синего и белого цвета.
36. Иерархия, 331.
37. Иерархия, 324.
38. ИКОМ (ICOM, International Council of Museums) — Международный совет музеев.
39. Нематериальное культурное наследие включает: «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздаётся сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека» (Информационный бюллетень ИКОМ. № 2, 2004. С.51).
40. Информационный бюллетень ИКОМ. № 2, 2004. С.51.
Культура и Время. М.: МЦР, 2005, № 3. С.22–31.
|