Н.К. Рерих. 1930-е гг.
Сегодня храмы Рамзеса II перемещены на искусственное плато, на 65 м выше, чем они располагались изначально
Знак "Голубого Щита", утвержденный в 1957 г.
Одна из гигантских статуй храма Амады во время переноса на новое место. 1964 г.
Разрушенная талибами Бамианская статуя Будды. 2001 г.
Разрушенный и разграбленный Иракский национальный музей. Багдад, 2003 г.
Багдад. Варварство XXI века
|
Пребывание в интеллектуальной очереди редко бывает бесполезным. Тем более если находишься в самом центре Москвы, на Волхонке, около Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, и надеешься попасть на выставку очередного художественного гения. Стойкое и молчаливое созерцание как будто специально развёрнутых перед тобой архитектурных ансамблей: кафедрального соборного храма Христа Спасителя, домов поэта Вяземского и декабриста Ренкевича, усадеб Голицыных и Лопухиных – невольно рождает восхищённые мысли о таланте их создателей и благодарность к тем, кто сохранил для нас эти памятники.
О последних – охранителях – обычно едва ли задумываются. Как не озадачиваются и вопросом об исторической значимости развевающегося на флагштоке в глубине двора Усадьбы Лопухиных белого полотнища с красной окружностью и вписанными в неё тремя сферами такого же цвета.
Как ни пытался я выяснить у стоявшей рядом молодёжи, что, по их мнению, означает это плывущее по ветру знамя, вразумительного ответа так и не получил. Некоторые старались припомнить, какое иностранное посольство разместилось в столь представительном месте. Моё же заявление о том, что это Знамя Мира и что оно было предложено ещё в 1930-е годы русским художником, исследователем, учёным и общественным деятелем Николаем Константиновичем Рерихом, стало для них откровением.
В то же время никто из моих молодых собеседников не усомнился в том, что произведения искусства и исторические памятники следует сохранять и охранять. Некоторые даже слышали о Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта. Вспомнили и об учреждённом тогда специальном знаке в виде заострённого книзу щита, разделённого на четыре части синего и белого цвета. Что же получается?.. Гаагская конвенция, созданная на основе Пакта Рериха, превратившись в самостоятельный международно-правовой документ, заслонила своим существованием для многих наших современников имя русского художника и мыслителя, всю жизнь утверждавшего приоритет культуры.
Забота об охране Культуры была основной мировоззренческой доминантой всей жизни Н.К.Рериха и воплотилась в инициированное им международное движение в защиту культуры. В Культуре он видел ту космическую силу, которая только и сможет привести человечество к истинной гармонии. Не случайно художник часто цитировал известное изречение Ф.М.Достоевского с существенным смысловым дополнением: «Осознание Красоты спасёт мир». Именно в стремлении к «осознанию красоты» и кроется цель созидательной деятельности Н.К.Рериха по сохранению созданных человечеством культурных ценностей – углубление их осветляющего воздействия на социальную природу гражданского общества. Пользуясь дефинициями сегодняшнего времени, можно утверждать, что идеи Н.К.Рериха органично вписывались в идеалистическую парадигму построения международных отношений и звучали в унисон с обращённым к нациям в 1919 году призывом 28-го президента США Вудро Вильсона отказаться от тайной дипломатии и придерживаться в межгосударственном общении норм нравственности и справедливости. В этом контексте интересны рассуждения Н.К.Рериха о принципиальном различии между понятиями цивилизация и культура. Культура, по его убеждению, – это духовная составляющая цивилизации.
Выставочное турне Н.К.Рериха по тридцати городам США в 1920 году позволило ему широко представить свои взгляды американской общественности, которые были близки к популярным «откровениям Вильсона» и получили горячую поддержку. По всей Америке начали создаваться культурно-просветительские организации, ставившие целью пропагандировать идеи Н.К.Рериха о необходимости охранения произведений искусства и культуры. В 1929 году появился проект Пакта Рериха о защите культурных ценностей. Тогда же был предложен и отличительный знак для обозначения объектов охранения – то самое Знамя Мира, которое сейчас развевается у входа в Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве.
Белое полотнище всегда было отражением чистоты помыслов. Что же касается красной окружности с вписанными в неё тремя сферами, то здесь нет единого толкования. Многим импонирует трактовка «единства прошлого, настоящего и будущего в кольце вечности». Сам Н.К.Рерих остановил свой выбор на данном символе, признавая его величие, подтверждённое многочисленными повторениями этой изобразительной комбинации в художественных и скульптурных реликвиях различных эпох.
Знак многозначен и побуждает к размышлениям. Николай Константинович в скором времени смог убедиться в громадной заинтересованности общественности разных стран в предложенной им идее. «...Пакт и Знамя Мира, – писал он A.M.Асееву в 1933 году, – сделались сейчас настолько известными, что повсеместно вызвали целый ряд иногда очень знаменательных обсуждений. Сам знак Трёх Сфер объясняется настолько различно в разных странах, что не могу не привести Вам нескольких из этих объяснений: а) трёхперстный Знак православного Крестного Знамения; б) католический знак Троицы; в) тамга Тамерлана; г) знак трёх сокровищ Востока; д) знак Трёх Вершин; е) прошлое, настоящее и будущее; ж) религия, искусство и наука; з) истина, красота и справедливость; и) мировое единение; к) истина, красота и добро. Даже из этих предположений Вы видите, что Знак устремляет сам по себе различных людей к своеобразно добрым мыслям. И это уже благо» [1].
Вот здесь, видимо, и находится ключ к пониманию нравственно-художественной и одновременно философской основы рерихского мышления: «устремлять людей к своеобразно добрым мыслям». Вот почему выполненный в металле и заострённый книзу «Голубой щит», утверждённый в 1954 году, не может передать ту силу культурной духовности, которая заключена в Знамени Мира! Поэтому провозглашённый Н.К.Рерихом «зовущий благовест к совместному <...> сотрудничеству» во имя торжества великой Культуры по-прежнему нуждается в повседневной и неустанной поддержке.
Мировая культурная общественность не раз доказывала правильность заложенных Н.К.Рерихом идей, не ограничивая деятельность по сохранению творений культуры только периодами военных столкновений. Наиболее яркий тому пример – спасение древнеегипетских храмов в связи со строительством Асуанской плотины.
При знакомстве с описанием достопримечательностей Египта почти у каждого откладывается в памяти, что Асуанская плотина была открыта на Ниле в январе 1971 года. Сооружение около 4 км в длину и 111 м в высоту возводилось 11 лет, и на его строительство ушло столько же камней и бетона, сколько хватило бы на 17 (!) пирамид Хеопса. Плотина вызвала появление крупнейшего рукотворного озера протяжённостью 510 км. Страна получила дополнительное электричество, орошаемые пространства, очередную переправу через Нил и другие блага. Спрашивается, при чём тут Знамя Мира?..
Как вспоминает французская активистка Кристиана Дерош-Ноблекур, «тех, кто сооружал плотину, не интересовали ни Культура, ни поразительные памятники древности, которым, как говорил Рамсес Великий, "не было подобных со врёмен предков"» [2]. Образовавшееся в результате возведения плотины искусственное озеро должно было затопить (читай – уничтожить) не только все расположенные на поверхности поселения, но и 22 крупных творения древнего зодчества, известные как сокровища Нубии. Отвечая на призывы общественности, начиная с 1959 года Исполнительный комитет ЮНЕСКО дважды в год проводил заседания, чтобы спланировать соответствующие операции и организовать сбор средств для спасения гибнущих памятников. Но и он не обладал необходимыми возможностями.
Когда Кристиана Дерош-Ноблекур поняла, что храм Амады находится на грани уничтожения (не было ни денег, ни специальной техники: храм нельзя было распилить на части, поскольку он был сооружён из хрупкого известняка, а его стены покрыты тончайшими рельефами, сохранившими древнейшую роспись), она «бросилась в ноги генералу де Голлю. Я сказала ему, что мы должны быть другими, что мы должны думать о грядущих поколениях... И он услышал меня: Франция взяла Амаду под свою защиту. Храм целиком был перемещён на четыре километра от русла Нила, на место, расположенное выше прежнего на 60 м. Да-да, целиком, по рельсам, на колёсах. Это был настоящий подвиг. Им можно гордиться» [3]. Вполне заслуженно!
Канули в прошлое военные десятилетия, отодвинулась опасность ядерной катастрофы, но «скелет уничтожения всегда готов протянуть костлявые пальцы для удушения всего устремлённого к светлому будущему» [4]. В памяти всплывают и слова Рериха о том, что «против Культуры может быть лишь невежество и <...> мы можем лишь сожалеть об этом тёмном начале» [5]. Однако это «тёмное начало», от самых невинных до самых, к сожалению, ужасающих в своём проявлении формах, увы, существует и сегодня. Чем ещё, например, можно объяснить неожиданное решение лидеров движения Талибан в Афганистане уничтожить древние статуи Будды, высеченные в скалах тысячелетия назад? Основатель движения мулла Мохаммад Омар был абсолютно нетерпим к идолопоклонничеству и считал, что статуи Будды не вписываются в исламскую веру, что они являются просто частью афганской истории и подлежат разрушению. Однако эти статуи, находившиеся в провинции Бамиан в центре Афганистана, были воздвигнуты на древней дороге, проходившей из Средней Азии в Европу, и никак не являлись обрядовыми идолами. Исследователи всего мира до сих не пришли к единому мнению о том, какими инструментами и в течение какого времени они были высечены.
Кто только ни пытался воздействовать на лидеров талибов – от Генерального секретаря ООН до президентов и глав правительств ведущих стран, включая руководство РФ и США. Были даже предложения вывезти памятники. Тщетно! Вспомните, по Н.К.Рериху: «скелет уничтожения всегда готов протянуть костлявые пальцы...» 25 марта 2001 года представители движения Талибан показали журналистам разрушенные гигантские статуи (высота одной из них – 54 м, другой – 37, возраст – около 1500 и 1800 лет соответственно). Первая фигура была уничтожена полностью, а от второй остался небольшой фрагмент. Пытаясь хоть как-то оправдать столь чудовищное варварство, талибы не придумали ничего лучше, чем рассказать, что разрушение статуй оказалось сложной задачей и потребовало ни много ни мало, а двадцати календарных дней и применения не только динамита и артиллерии, но ещё танков и ракетных установок. Вот, мол, какая у нас была непомерная по сложности операция!.. Невежеству всегда свойственно находить нелепые объяснения самым безумным поступкам...
В начале нового тысячелетия в стане разрушителей культуры оказались и американцы, которые в тридцатые годы прошлого века были одними из активных сторонниками рериховских идей. Ведь именно в Вашингтоне, в Овальном зале Белого дома, 15 апреля 1935 года руководители 21 американского государства поставили свои подписи под Пактом Рериха. Выступая в тот памятный день по радио, президент США Франклин Д. Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте» [6]. Но это было в далёком 1935 году и при Рузвельте...
Наступил год 2003-й, когда США возглавлял Джордж Буш-младший. Стремясь решить свои энергетические проблемы и удовлетворить геополитические амбиции, американцы стали готовить военное вторжение в Ирак. Делалось это открыто, планомерно и масштабно. Прорабатывались мельчайшие детали. На этом фоне ряд американских учёных, заботясь о сохранности исторических реликвий, собранных в Иракском национальном музее в Багдаде, за два месяца до развернувшихся военных баталий обратились к Джорджу Бушу с призывами предпринять все необходимые меры для спасения коллекций. Среди них – шедевры творений народов Шумера, Аккада, Вавилона, Ассирии, произведения парфянского, сасанидского и мусульманского искусств. Однако президент не захотел прислушаться к голосу разума.
В апреле 2003 года (американское военное вторжение в Ирак началось 5 марта) в атмосфере хаоса, воцарившегося в Багдаде после падения режима Саддама Хусейна, Иракский национальный музей был жестоко разграблен. Исчезло около 15 тыс. экспонатов! Американцы даже не удосужились выставить около музея охрану. Более того, ряд командиров малого и среднего звена, да и просто рядовые приняли активное участие в этом позорнейшем расхищении национальных иракских ценностей и в их последующей реализации на чёрных рынках.
Когда ситуация несколько стабилизировалась, учёные всех стран и прежде всего Ирака предприняли поистине титанические усилия по возврату в музей похищенных артефактов. К настоящему времени удалось вернуть чуть более половины — около восьми с половиной тысяч. По данным СМИ, в числе наиболее ценных возвращённых предметов древности была и так называемая Шумерская Мона Лиза, или леди из Варки. Эта скульптура, датированная 3500 годом до н.э. и считающаяся одним из первых гипсовых изображений человеческого лица, была обнаружена закопанной в одном из багдадских дворов.
В отличие от своего президента простые американцы, далёкие от мировых амбиций, проявили неподдельный интерес к спасению утраченных иракских сокровищ. Основанная в Нью-Джерси в конце прошлого века общественная некоммерческая организация «Спасение древностей для каждого», чья деятельность идёт в русле идей Пакта Рериха, вручила свою премию археологу Мэтью Богданосу за книгу «Багдадские воры» (о печальных событиях марта – апреля 2003 г.) и выступила с призывом сделать всё возможное для воссоздания иракского музея. Прекрасен лозунг организации – «Do not treat yesterday like there's no tomorrow» («He относись к вчерашнему так, как будто завтра уже не наступит»). Именно таким сподвижникам посвятил Н.К.Рерих в 1933 году картину «Sancta Protectrix (Святая Покровительница)», на которой Мадонна укрывает полами широко распахнутой накидки исторические памятники и целые городские кварталы.
После распада Советского Союза процессы возрождения исторических памятников, особенно религиозного и патриотического содержания, набирают силу с каждым годом. Уже стало обыденным посещение воссозданного храма Христа Спасителя; по всей России бурными темпами идут восстановительные работы, над пространством которых незримо веет Знамя Мира. И это замечательно!..
Но, видимо, российское общество не было бы российским, если бы не пыталось в любое благое дело, будь то воссоздание исторических артефактов или их приспособление под функциональные нужды, внести присущую ему «приблизительность». Храм Христа Спасителя по сути историчен только архитектурными очертаниями и являет собой условную внешнюю копию предшественника. На деле и детали фасада, и планировка комплекса «прочитаны» исключительно по-современному, вплоть до не совсем понятной замены на стенах храма мраморных скульптурных композиций (кстати, сохранившихся) на бронзовые. Можно вспомнить и о том, что перед храмом был памятник Александру III... а ныне в уютном сквере за храмом установлен памятник Александру II!
Одновременно появилось стремление к перепланировке исторических пространств в угоду внешне вполне разумным целям приближения культурных ценностей к народу. Но только внешне... И здесь уместно сказать несколько слов о планах реконструкции Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина по проекту маститого британского архитектора Нормана Фостера, представителя хай-тека. Он, кстати, получил известность благодаря внедрению в свои конструкции техники стальных сетчатых оболочек, открытой ещё в начале прошлого века выдающимся русским архитектором и инженером В.Г.Шуховым (знаменитая Шуховская башня на Шаболовке признана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства). Примечательно, что в той же самой «Пушкинке» перекрытия пролётов украшают пространственные плоские фермы конструкции Шухова, которые настолько органично вписались в архитектуру музея, что никак не воспринимаются в виде хай-тека, хотя по сути остаются таковыми уже несколько десятилетий. Теперь же поверх действительно уникальных шуховских строительных решений предполагается расположить «а-ля шуховские» конструкции Фостера...
У российских «новаторов» всегда было «оригинальное» отношение к историческим памятникам... Достаточно вспомнить, как в органичную ткань Московского Кремля было встроено «суперсовременное» архитектурное пугало в виде Кремлёвского дворца съездов. Теперь и на Волхонке хотят – в духе времени – обустроить наземно-подземную развлекательную поляну...
И по сей день актуальны слова Н.К.Рериха о том, что «понятие Культуры предполагает не отвлечённость, не холодную абстракцию, но действенность творчества, оно живёт понятием неустанного подвига жизни, просвещённым трудом, творением. Не для нас самих, ибо мы уже это знаем, но для подрастающих поколений повторим, что во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры» [7]. Именно о «почитании Культуры» и напоминает развевающееся в Малом Знаменском переулке Знамя Мира. Об этом же с поразительной убедительностью и смирением говорит с нами «Мадонна Орифламма» Н.К.Рериха, или, как называл её сам художник, «Владычица червонно-пламенная». Картина была написана в 1931 году в Нью-Йорке и изображает Мадонну с развёрнутым Знаменем Мира в руках. Кроме всего прочего, «Орифламма» в одном из значений переводится как «поток света (пламени, огня)». Рериху принадлежит и молитвенное по форме обращение к ней:
Владычица червонно-пламенная!
Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же поднимет Знак Мира,
Знак Сохраненья Высших Сокровищ?
Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь Знамя поднять, знак созиданья народам?
Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя поднимешь и наполнишь сердце людское сознаньем о священном Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты все поношения самого лучшего, самого нужного людям. <...> [8]
«Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: "Не тронь – здесь всенародное достояние!"» [9] , – писал Николай Константинович. Как бы хотелось, чтобы это дошло до разума и сердец молодого поколения России, которому надлежит наследовать заветам Рериха и стать надёжным охранителем и продолжателем древнейших культурных традиций своей отчизны...
1. Рерих Н.К. Письма к A.M.Асееву // «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. В 2 т. Т. 2. М.: Сфера, 1998. С.27–28.
2. Дерош-Ноблекур К. Под взглядом богов. Париж, 2003.
3. Там же.
4. Рерих Н.К. Друзьям Знамени Мира // Знамя Мира: Сб. ст. М.: МЦР, 2005. С.312.
5. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992. С.79.
6. Пер. с англ. Т.О.Книжник, http://lib.icr.su/node/1334
7. Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С.77.
8. Рерих Н.К. Владычица Знамени Мира // Мир через Культуру. М., 1990. С.6.
9. Рерих Н.К. Друзьям Знамени Мира // Знамя Мира. С.313.
|