«Дангра юм тшо, которое было впервые открыто Наин Сингхом во время его замечательного путешествия из Ладака в Юго-западный Тибет и Ассам в 1873-1875 гг. имеет 45 миль в длину и 25 миль в ширину в самом широком месте. Это озеро также значительно уменьшилось в размерах. Существующие террасы, изъеденные эрозией, четко обрисовывают его бывший большой бассейн. Наин Сингх полагал, что меньшее озеро Санюнг, расположенное севернее, образует единый водоем с Дангра юм тшо. Озеро получает много пресной воды из реки Тарко Цангпо, текущей по руслу, расположенному террасами, высота которых достигает 25-30 метров. Вероятное объяснение происхождения террас заключается в том, что уменьшение озера в размерах привело к уменьшению рек, углубивших свое русло. Фактически мы были первыми европейцами, которым удалось расположиться лагерем на южных берегах озера. Во время своей экспедиции 1907 года доктор Свен Гедин добрался до места в трех днях езды к югу от озера, где и был остановлен местными кочевниками по приказу вышестоящих властей. Наин Сингх, обнаруживший озеро, побывал только на его северном берегу, в местечке под названием Вангпо. В долине Вангпо проживает оседлое поселение. В этом месте, расположенном несколько ниже окружающих нагорий, выращивается ячмень. Согласно местному преданию, записанному пандитом, много десятилетий тому назад долина Вангпо была мощным княжеством. Местный правитель имел резиденцию в Кханг дзонге, руины которого все еще можно было увидеть. Он был побежден королем Лхасы. В 1921 г. Вангпо посетил сэр Генри Хейден, занимавшийся геологическими исследованиями по заданию тибетского правительства. Согласно Наин Сингху, население Вангпо принадлежало к секте Бон-по. Население, проживающее к югу от озера, было буддийским». [2] Перед Николаем Константиновичем Рерихом Догра Юмтцо открылось во всей своей красе 4 апреля 1928 г. – ровно через месяц после окончания пятимесячного зимнего плена на высокогорном плато Чантанг. Шел последний этап Центрально-Азиатской экспедиции. С высот уже можно было разглядеть сверкающие пики Трансгималаев. Завершался «круг несения Изображения». [3] Экспедиция подошла к Догра Юмтцо с востока, обошла его с юга и, через узкое ущелье в горах Тарко, 6 апреля покинула берега священного озера. В 1932 году, по памяти и наброскам, сделанным во время экспедиции, художник воссоздал облик Догра Юмтцо. При взгляде на картину невольно вспоминаются слова Николая Константиновича, сказанные членам экспедиции за день до встречи с озером: «Душа – капля. После смерти вливается она в Океан мировой жизни – Царствие Небесное. Но эта капля должна быть такой же чистой, как вся масса, иначе она не сможет с ней слиться и войти в нее». [4] К сожалению, в путевом дневнике Н.К. Рериха, дошедшем до нас в виде книги «Алтай – Гималаи», не хватает многих страниц. Нет в нем и рассказа о Догра Юмтцо. Но внимательному глазу о чувствах и впечатлениях художника лучше всего расскажет сама картина. А все остальное дополнят воспоминания очевидцев…
(с) 2007 Ивановское городское общество Рерихов "Свет" |