|
«…Никто не имеет права сжигать Архата на костре невежества, амбиций, самости и низших эмоций» [1], - писала академик РАЕН и РАКЦ, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха в Москве Л.В. Шапошникова в защиту Бориса Николаевича Абрамова, ученика Н.К. и Е.И. Рерихов, в своей статье «Мой сын Борис…» ещё в 1997 году. Спустя 14 лет актуальность этих слов возросла.
После ухода летом 2011 года Бориса Андреевича Данилова, ученика Б.Н. Абрамова, хранителя и издателя его Записей, известных сегодня как серия книг «Грани Агни Йоги», костёр невежества, амбиций и самости вспыхнул с новой силой. Появились издатели, которые в корыстных целях взялись незаконно печатать «Грани Агни Йоги», пренебрегая издательским правом членов семьи Б.А. Данилова.
В конце 2011 года в продаже появилось пиратское издание книги «Грани Агни Йоги. 1955 г.» (зачинщики этого преступного дела пока остаются неизвестными), а следом издательством «Эксмо» тиражом в четыре тысячи экземпляров и объёмом в 816 страниц печатается книга с громким названием «Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров» - своевольная перекомпоновка текста тома «Грани Агни Йоги. 1956 г.».
Вместо строгого, простого и ясного переплета «Граней», выпущенных издательством «Алгим» под руководством Б.А. Данилова, - явно рассчитанная на сенсационность обложка «Эксмо» с броскими надписями – «золотой фонд эзотерики», «послания Шамбалы», расположенными вокруг образа Учителя с картины Н.К. Рериха «Fiat Rex!» Подобная обложка может свидетельствовать лишь об отсутствии визуальной культуры, о дешевых рекламных претензиях, о коммерческих притязаниях издателей, но не о бережности и уважении к глубокому духовному источнику Записей, выполненных в сотрудничестве Б.Н. Абрамова с Великим Учителем, Н.К. Рерихом (Гуру) и Е.И. Рерих (Матерью Агни Йоги).
На дешевую сенсационность рассчитана и аннотация книги, подающая материал в ракурсе раскрытия тайн Тибета, обещающая читателю ответить на вопросы: «сбудутся ли древние пророчества об Апокалипсисе» [2] и «чем опасна эпоха Армагеддона» [3]. О крайней неряшливости аннотации свидетельствует и ничем не обоснованное упоминание имени А.И. Клизовского, которому приписывается авторство «Граней». Александр Иванович Клизовский действительно был учеником Е.И. Рерих, но к данному изданию он не имеет никакого отношения. Перу Клизовского принадлежит книга «Основы миропонимания Новой Эпохи». О ней Елена Ивановна Рерих писала: «Труд его очень ценный, он даёт то, что сейчас так неотложно нужно, именно Основы нового Миропонимания, причём мысль его работает чётко, и он широко и умело пользуется книгами Учения» [4].
О полном непонимании феномена авторства духовных текстов свидетельствует вынесение имени Б.Н. Абрамова на титул книги. В беседах Учителя с Борисом Николаевичем жанр текстов неслучайно определен скромно и строго - Записи. Это полностью соответствует отношениям Учитель – ученик, как они понимались и в русской, и в восточной духовной литературе.
Несколько слов о композиции книги. Составитель ее – Н.Ковалева. Как известно, Б.А. Данилов, понимая значение ритмов бесед Учителя с учеником, последовательность тем и сюжетов, определяемую задачами роста духовного сознания ученика, особенно бережно сохранял в публикациях последовательность записей, строго следуя тетрадям Абрамова. Тонкое, не очевидное развитие смыслов текста по спирали, когда Учитель, Гуру или Матерь Агни Йоги не раз возвращались к одной и той же теме, беспредельно углубляя и расширяя ее, раскрывается перед внимательным читателем «Граней», ведя его по сложным путям духовного совершенствования, путям, раскрывающим подлинную сущность мира. Переструктурируя книгу, объединяя в одну часть, в один блок все беседы Учителя и Матери Мира, в другой – все наставления Гуру и Матери Агни Йоги, а также вводя произвольные сокращения текста, составитель издания «Эксмо» Ковалева вносит хаос в замысел Создателей Записей, лишив их цельности, гармонии и единства. При этом она позволяет себе ввести в Записи собственные подзаголовки. Трудно выказать большую некомпетентность, если не сказать вредительство по отношению к духовному тексту, чем это сделано составителем. Разрушение преемственности энергетических смыслов, их развития и преображения, разрушение живой ткани духовных интонаций, - вот следствия составительской работы Ковалевой.
Наконец, нельзя обойти вниманием и предисловие к изданию, автором которого также является Ковалева. Особенно не утруждая себя, она пересказывает содержание книги Б.А. Данилова «Весть принесший» (Новосибирск, 1997), периодически вставляя собственные соображения, не соответствующие действительности. Приведём несколько примеров. На странице 18 она пишет: «В первые годы Общения, вплоть до 1956 года, Б.Н. Абрамов принимал сообщения только от Великого Учителя и Великой космической Индивидуальности, стоящей во главе Иерархии Света – Матери Мира» [5]. На данный момент изданы только два тома книг серии «Грани Агни Йоги» до 1956 года – это тома 1955 и 1954 годов. Но ни в одном из них нет сообщений от Матери Мира. Её сообщения появляются только в книге «Грани Агни Йоги. 1956 г.», через семь месяцев после ухода Е.И. Рерих. Первая запись датируется 30 мая 1956 года. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать указанные источники.
Далее Н. Ковалёва пишет: «Так, в 1962 году Великий Учитель, заботясь о здоровье Б.Н. Абрамова, сделал перерыв сроком около двух месяцев в передаче ему Посланий» [6]. И приводит Запись от 12 ноября 1962 года: «Особое напряжение Общения выдержать для организма трудно. Поэтому требуется некоторый перерыв или, во всяком случае, ослабление нагнетения. Именно необходима постепенная и длительная ассимиляция Луча» [7]. В данном тексте ничего не сказано о двухмесячном перерыве. И если бы автор предисловия дал себе труд перелистать третий том «Грани Агни Йоги. 1962 г.», то увидел бы, что Записи велись без пропусков с очень редкими перерывами в один день. Потому не стоит писать о том, чего доподлинно не знаешь.
На странице 15 в предисловии Н. Ковалёвой читаем: «В Харбине у него (Б.Н. Абрамова – Е. К.) образовался свой круг учеников, членами которого были и Н.Д. Спирина, впоследствии основательница СибРО (Сибирского рериховского общества), и Б.А. Данилов» [8]. Следует сказать, справедливости ради, что Сибирское Рериховское общество было создано путём реорганизации рериховской секции при Новосибирском отделении Общества советско-индийской дружбы, председателем которой был Б.А. Данилов [9]. И Борис Андреевич Данилов, как и Наталия Дмитриевна Спирина, стоял у основания СибРО.
В завершающей части предисловия, озаглавленной «Время постижения Великого Знания», автор рекомендует читателям эффективные по её мнению, методы работы с Записями Б.Н. Абрамова. Н. Ковалёва утверждает, что «эти тексты представляют собой не что иное, как основу для медитации» [10] и что «внимательное, сосредоточенное чтение текстов этих источников развивает духовные и психические силы человека уже само по себе» [11]. Записи, пишет она, «дают возможность любому человеку <…> овладевать самой сокровенной частью эзотерического духовно-философского наследия, что весьма немаловажно делать это самостоятельно, без необходимости искать земных учителей эзотерических знаний» [12].
Утверждая эзотерический подход к Записям Б.Н. Абрамова, Н. Ковалёва, по сути, следует по пути Н. Самохиной, ответственного редактора данной книги, которая в своей диссертации «Философское учение Агни Йоги: космос, человек, сознание (историко-философский анализ)» отнесла философию Живой Этики к эзотерическим текстам, что не соответствует действительности. «Известно, что эзотерика – это закрытое, тайное знание. Живая Этика не имеет к этому отношения. Знания, которые в ней содержатся, открыты для самого широкого использования», - пишет Л.В. Шапошникова в замечаниях на автореферат диссертации Н.Е. Самохиной [13]. И ещё: «Живая Этика не есть часть эзотерики, по неясным причинам появившаяся в ХХ веке, а исторически обусловленная эволюционная система, тесно связанная идеями с российским космизмом, российской передовой наукой, российским искусством и Духовной революцией в России, которая началась в конце XIX – начале XX века. Живая Этика есть творческий акт космической эволюции, направленной на дальнейшее развитие и усовершенствование планеты и человека» [14].
Находясь как бы в вакуумном пространстве, ни Н. Ковалёва, ни Н. Самохина не заметили, что Живая Этика и все созвучные ей источники, включая «Грани Агни Йоги», становятся предметом изучения современных учёных. Начиная с 1992 года, в Международном Центре Рерихов ежегодно проходят международные научно-общественные конференции, каждая из которых в той или иной степени рассматривала проблемы Живой Этики. А международные научно-общественные конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (2003), «Живая Этика и наука» (2007), «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции» (2011) были непосредственно посвящены Живой Этике. Вопросы Учения обсуждались учёными открыто, и их выступления публиковались в научных сборниках.
Б.Н. Абрамов был одним из немногих, кто претворял Учение Живой Этики в опыте своей внутренней жизни, запечатлевал сознательную сердечную связь миров разных уровней материи в своих духовных дневниках для последующих поколений. Выполнением этой высокой и трудной жизненной миссии он внёс важнейший вклад в утверждение нового планетарного мышления. «Записи Б.Н. Абрамова – это не новое учение, а только, если хотите, дневниковые записи ученика, которого провели по пути духовного совершенствования, по пути претворения Учения Агни Йоги в жизнь, - писал Б.А. Данилов. - <…> Борис Николаевич прошёл рядом с нами, и совсем недавно. Не всем было дано ощутить это. Но его жертвенный труд дошёл до наших дней и помогает найти смысл жизни и место в ней» [15].
Записи Б.Н. Абрамова не являются основой для искусственных медитаций, концентраций и прочих механических приёмов, что пытается навязать читателю Н. Ковалёва. В письмах Е.И. Рерих можно найти пояснения по этому вопросу. Так в письме А.И. Клизовскому Е.И. Рерих пишет: «Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все высокие Йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях и положениях тела и т.д. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа» [16].
В конце предисловия Н. Ковалева обращает внимание читателей на тот факт, что «тексты Записей Б.Н. Абрамова и, тем более, книги учения Агни Йоги не слудует читать подолгу и в больших объёмах – это может вызвать перенапряжение» [17]. Но если мы обратимся к письмам Е.И. Рерих, то увидим, что её рекомендации носят иной характер. «Если бы читающие книги Учения вдумались глубже во все проблемы жизни, во все новые области и отрасли знания, затронутые в них, и задались целью основательно изучить их, то материала в них хватило бы не на одну, но на несколько жизней, - пишет Елена Ивановна. - Но обычно люди читают глазами, а не сердцем, и потому самые замечательные Указания, самые величайшие откровения скользят по сознанию, не оставляя ни малейшего следа. Мне, имеющей ключ ко многим утверждениям в книгах Учения, приходится с грустью убеждаться в этом на каждом шагу. Книги эти дают направление всему мышлению, указывая новые области, устанавливая новые вехи для всех научных исследований. Книги эти так жизненны, так насущны, ибо они устремляют в будущее. Книги Учения – неисчерпаемый кладезь для ученых, сознание которых не затемнено предубеждениями. Человек без предубеждений, живущий в предвидении будущего, истинно уже творит его и тем самым облегчает и настоящее» [18]. Так и Учение Живой Этики, и Записи Б.Н. Абрамова помогают людям приобщиться к истинному знанию, которое «открывается лишь при претворении и приложении Указаний, даваемых в Учении» [19].
«На первых порах всем не утвердившимся в Учении так опасно читать лживые книги, трактующие о том же Учении. Много горя приносят духовные заблуждения» [20], - писала Е.И. Рерих. Книги, подобные «Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров», наполненные вредными заблуждениями и искажениями, да еще и изданные с нарушением этических и юридических норм, не принесут пользы ни читателям, ни издателям.
1. Шапошникова Л.В. «Мой сын Борис…» // Мир Огненный. 1997. № 15.
2. Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров. М.: Эксмо, 2011. С. 4.
3. Там же.
4. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. 2. М.: МЦР, 2000. С. 100.
5. Там же. С. 18.
6. Там же. С. 20.
7. Там же. С. 20-21.
8. Там же. С. 15.
9. Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. Рерих и Сибирь. Новосибирск, 1993. С. 188-190.
10. Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров. С. 37.
11. Там же.
12. Там же. С. 38.
13. Шапошникова Л.В. Замечания на автореферат диссертации Н.Е. Самохиной. Электронный ресурс: http://lib.icr.su/node/2071
14. Там же.
15. Данилов Б.А. Он прошёл рядом с нами // Он прошёл рядом с нами. Новокузнецк, 2007. С. 21-23.
16. Рерих Е.И. Письма: в 9т. Т.2. М.: МЦР, 2000. С. 198-199.
17. Учитель М. и Рерихи: Весть из Высших миров. С. 38-39.
18. Рерих Е.И. Письма. Т.2. С. 201.
19. Там же.
20. Там же. С. 200.
Сайт Международного Cовета Рериховских Организаций |