|
|||||
Страница 2 из 5
|
|||||
"Согласно одной их Дуньхуанских хроник (№ 252 Парижской коллекции), принцесса провела шесть лет в Тибете, прежде чем была представлена царю, и прожила с ним три года до его смерти…"
[5]
"Около 640 года он подписал мирный договор с танским императором Тайцзуном, в котором его власть над краем Кукунор была признана Китаем. И такой была военная мощь тибетского царя, что он даже получил в жены китайскую принцессу императорского дома. Другой брачный союз Сронгцен Гампо заключил с Непалом, женившись на дочери непальского царя Амшувармана. Эти две принцессы были страстными последовательницами буддизма, и традиция утверждает, что китайская принцесса привезла в Тибет знаменитую статую Будды, а непальская - изображение дхьян-будды Акшобхьи. Обе статуи и ныне хранятся в храме Джо-кан в Лхасе. И даже говориться, что царь женился на обеих принцессах, чтобы завладеть двумя знаменитыми статуями. Под влиянием этих двух принцесс царь принял буддизм и стал поощрять его распространение по всему царству. Благодарная буддийская церковь Тибета признала двух иноземных принцесс воплощениями богини Тары в ее зеленой и белой ипостасях". [6]
"Бхагавати Арья Тара воплотилась в принцессу Суллэн, дочь императора Тайцзуна из династии Тан, пригласившую в Китай 16 стхавир, и принцессу назвали по-тибетски Вэнь-Чень (Водяным лотосом). Она привезла с собой Владык (Чово) Тулнана и стала супругой царя Сонцэна. Она построила Вихару Рамоче и сама указала места, где следовало построить вихару Тулнан и другие вихары. Установила обычай почитания Драгоценности (Ратна)". [7] "Известно, что обе царицы многое сделали для привнесения буддизма в Тибет, хотя в начале своей миссионерской деятельности были ограничены кругом придворных. Народные массы и знать оставались приверженцами старой веры". [8] "Царь и часть поместной знати благоволили буддизму, который нес с собой пробуждение высокой формы культуры. Централизованное государство, которое объединило двенадцать княжеств, начало осознавать необходимость построения системы политической власти. Несомненно, сокрушение власти поместной знати, находившейся в союзе с древним шаманистким боном, древней религией Тибета, имело первостепенную важность для царя и его советников, борющихся за консолидацию установленной власти. Благосклонность царя к буддизму была прямым вызовом древней религии бон и старому порядку вещей. Таким образом, принятие буддизма стало фактом прогрессивного развития, вызвавшим на себя силы феодальной реакции. Долгая и жестокая борьба длилась до середины IX века, когда реакция перешла в наступление, что привело к крушению царской власти и вместе с ней к новому раздроблению страны". [9] "Благодаря буддизму Тибет вошел в контакт с культурой и наукой Индии. И тибетские, и индийские ученые, кроме перевода буддийских канонических текстов, перевели значительное число древнеиндийских сочинений по медицине, поэзии, искусству, астрономии, а также драмы; многие из этих трактатов были включены в тибетский канон. С помощью буддизма Тибет вступил в контакт с индийским искусством, и тибетское искусство стало частью индийского". [10] "Любопытно отметить, что с самого начала работу по переводу буддийских текстов на тибетский вела группа ученых разный национальностей. Так, нам известно, что Тхонми Самбхоте помогал индийский брахман Шанкара, непальский ученый Силаманджу и китайский монах Махадева Це. Несомненно, эти наставники прибыли в Тибет в свите непальской и китайской принцесс, на которых женился Сонгцен Гампо. Непальская принцесса, дочь императора Амшувармана, царя Непала, привезла с собой буддийские священные изображения, и в 653 году, спустя четыре года после смерти Сонгцен Гампо, ею был построен в Лхасе знаменитый храм Джокханг, или Рулнанг Цуглаканг. Для возведения этого храма были привлечены непальские мастера. Китайская принцесса, прибывшая в 641 году, привезла с собой знаменитый образ Будды, который, как верили, был привезен в Китай из Индии через Центральную Азию. Китайская принцесса способствовала привнесению в Тибет китайской буддисткой культуры эпохи Тан. В знак признательности царицам за их поддержку дела буддизма церковь провозгласила их воплощениями богини тары. О китайской принцессе говорится, что она возвела в Лхасе храм Рамоче, который на протяжении долгого времени был резиденцией китайских буддийских монахов, последователей буддийской медитативной школы чань". [11] "В дальнейшем царь в ипостаси Защитника Учения проповедовал много буддийских текстов <…> Он также посвятил многих в практику сосредоточения, и появились многие, достигшие сверхъестественных сил. Он устроил многочисленные убежища для созерцания и построил вихары Тадуг в Уе, Тадул и Яндул. Две царицы тоже основали вихары в Тулнане и в Рамоче. Царь ввел законы и установил наказания за убийство, грабеж и прелюбодеяние. Он научил подданных писать и доброму закону, такому, как 16 человеческих законов, и прочему. За исключением монашеского посвящения, остальная часть Учения широко распространилась, и тибетское царство стало добродетельным".
[12]
|
|||||
5. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. С. 15-16.
[Назад] 6. Гой-Лоцава Шоннупэлл. Синяя Летопись. С. 133. [Назад] 7. Рерих Ю.Н. Тибетский буддизм. С. 33. [Назад] 8. Там же, с. 33. [Назад] 9. Там же, с. 33. [Назад] 10. Рерих Ю.Н. Приход буддизма в Тибет. // Рерих Ю.Н. Буддизм и культурное единство Азии. М., МЦР, 2002. С. 45. [Назад] 11. Рерих Ю.Н. Тибетский буддизм. С. 34. [Назад] 12. Гой-Лоцава Шоннупэлл. Синяя Летопись. С. 45. [Назад]
|
|||||